Участники порою спрашивают: можно ли использовать барел на самостраховке?
Удобно ведь: на него уходит мало верёвки, он компактный и фиксирует карабин в одном положении.

Участники порою спрашивают: можно ли использовать барел на самостраховке?
Удобно ведь: на него уходит мало верёвки, он компактный и фиксирует карабин в одном положении.
Иногда мы связываем концы верёвок. Если дело происходит на спуске, то связываем дубовым узлом. В остальных случаях используем узел грейпвайн: он меньше других ослабляет верёвку, его легко запомнить и он компактный.
Я уже не раз упоминал «половинку грейпвайна» в статьях об узлах. Обычно ею блокируют свободный конец верёвки, который выходит из узла. Сейчас расскажу о самом грейпвайне.
Чтобы грейпвайн получился аккуратным, наматывайте концы верёвок в разные стороны. Конец первой на себя, конец второй — в противоположную сторону. Или наоборот. Если сделаете так, то асимметричные половинки узла образуют такой рисунок -—ХХ—-
Грейпвайном мы связываем концы репшнура (кордалеты), чтобы получилась петля. Из неё делают станции, с неё спускаются, используют при спасательных работах или делают самостраховку Парсел-Пруссик. Ещё связываем верёвки, когда нужна одна длинная нитка. Например для организации верхней страховки на скале высотой в 50 метров.
Плюсы грейпвайна: меньше других узлов снижает прочность верёвки; небольшой в размере; по данным пособия «Спасательные работы на сложном горном рельефе» (С. Веденин — М.: ФАР, 2014) подходит для связывания верёвок разного диаметра (7–11 мм).
Минусы: при больших нагрузках сильно затягивается; вдоль верёвки торчат концы, которые цепляются за рельеф при продёргивании (в отличие от дубового узла).
Он как двойной, только в каждой половинке не два, а три витка конца. Вот в ДММ — дёргают петли (они не разрешают встраивать видео на сайт, увы) и Беаль рекомендует использовать тройной грейпвайн для связывания репшнура из дайнимы. У меня тут реп из дайнимы, но в нейлоновой оплётке. Лучше используйте такие.
При больших нагрузках грейпвайн немного ползёт. Это не проблема конкретного узла, а их общее свойство. Поэтому оставляйте хвосты длиной в 10 диаметров верёвки. Например, если связываете репшнур толщиной 6 мм, оставляйте хвосты по 6 см, а если основную верёвку толщиной в 10 мм, делайте хвосты по 10 см.
Ходить в двойке быстро, комфортно и «стильно». Однако если вас трое, то легче тащить груз или транспортировать пострадавшего. Да и на станциях как-то веселее.
Сначала определитесь, как полезете: кто лидирует, а кто страхует; будете вешать перила или нет; первый полезет с рюкзаком или весь груз достанется последнему?
Для начала рассмотрим вариант с относительно простым рельефом, но где лезть с одновременной страховкой страшно. Вы ставите свои точки страховки и делаете станции. Все лезут лазаньем.
Если один из участников сорвался и не может лезть (ну… устал), завяжите узел на верёвке другого и пристегните к страховочному кольцу. Чтобы не спустить обоих вместо уставшего. Разблокируйте корзинку и спускайте.
Если участник получил травму — всё усложняется. Этой темы пока не касаемся.
На сложном рельефе (скалолазный мультипитч), где срывы обычны, или в горах, где срываться (читай: сильно нагружать станцию) не стоит, лезьте по очереди:
Иногда в горах подниматься по перилам быстрее и безопаснее. Если маршрут камнеопасен (зачем вообще туда полезли?), на нём много маятников или последнему страшно болтаться над бездной, сделайте для него верхнюю страховку.
Получится так: первый работает на двойной верёвке, последний поднимается по перилам на жумаре с верхней страховкой, а второй страхует обоих и пытается не погрязнуть в верёвках.
Мы принимаем, что на троих у нас три верёвки и корзинки.
Первый работает на двух верёвках, по третьей жумарит последний участник. Чтобы организовать верхнюю страховку для третьего, второй участник встёгивает верёвку в корзинку в режиме автоблокировки. Второй корзинкой он страхует первого. Поскольку третий участник жумарит быстрее, чем лезет первый, между корзинками всегда есть запас верёвки, и первый лезет со своей любимой скоростью. У третьего верхняя страховка.
Страховать третьего можно корзинкой, через жумар или ролик с зажимом, Григри или узлом Гарда.
Тут нам нужно страховочное устройство, которое в случае срыва нижнего заблокируется само. Вот варианты:
Хорошо переносит рывки, можно выдать страховочную верёвку при необходимости.
Минусы: неудобно выбирать одной рукой, сквозь неё с трудом проходят старые жёсткие верёвки.
Можно выбирать верёвку одной рукой. Если лезете по перилам, то он у вас есть. Но он не предназначен для динамических нагрузок. Об этом говорят производители, а мы им вторим. На него нельзя срываться. Это первый минус.
Если страхуете жумаром не допускайте провиса верёвки между ним и третьим участником. С роликами вроде Микро Трекшн (Петзл) та же история: выбирайте верёвку жёстко. Второй минус — если нужно выдать натянутую страховочную верёвку, её придётся разгрузить, чтобы выщелкнуть кулачок жумара. Это не так просто, как кажется.
Полуавтоматические страховочные устройства были бы идеальным вариантом, если бы не вес и куцая функциональность. Они не умеют работать с двумя верёвками. В горах мы то страхуем двумя верёвками, то спускаемся по двум.
Его мало кто знает. Я не пробовал использовать его для страховки нижнего, но уже с земли вижу главный минус — разблокировать натянутую верёвку ещё сложнее, чем в случае с жумаром.
Если вас трое, рельеф простой и каждый поднимается лазаньем — страхуйте корзинкой в режиме автоблокировки.
Если рельеф сложный, но все хотят лезть — страхуйте по очереди.
Если рельеф страшный и вешаете перила — второй страхует первого и последнего разными корзинками.
На практике это проще, чем кажется.
Узел проводник сам по себе используется редко и только там, где от него не зависит жизнь того, кто его завязал. Однако, как вспомогательный узел мы используем его тут и там.
Чтобы не упасть с горы альпинисты привязываются друг к другу верёвкой. Разберём самое главное — узел, которым они привязываются — восьмёрку.
Когда «нависает и отбрасывает» или когда «вертикальная сыпуха» альпинисты страхуются двумя верёвками. Если вы альпинист, но ещё так не делаете, эта статья для вас.
Чтобы заправить верёвку в корзинку мы снимаем корзинку с карабина. Если в этот момент напарник сверху скомандует «КАМЕНЬ!!!», а мы сделаем что нужно — сделаемся плоскими и вожмёмся под каску — возможно корзинка упадёт. Ну, знаете: замешкались, разволновались, а она — раз! и улетела. Чтобы этого не произошло, пристёгивайте карабин самостраховки к кольцу на корзинке:
Также когда вы приедете на землю и выстегнете корзинку, не вытаскивайте верёвку, держа корзинку за тросик. Он имеет неприятное свойство выдёргиваться. Вытаскивайте верёвки из корзинки, когда она висит на кольце, так тросик в безопасности. В таком случае он совсем не задействован.
Когда есть, куда падать, а вешать перила не с руки, альпинисты ходят в связке. Падают откуда угодно, но связываются на ледниках и на гребнях.
Вы спустились по сдвоенной верёвке. Стоите на земле или на очередной станции. Выстегнули корзинку, развязали автоблок и узел на конце верёвки. Потянули верёвку, и… она застряла.
С гор мы спускаемся по верёвке. Прежде чем спускаться один конец закрепляем на станции, а второй кидаем вниз. Сбрасываем верёвку аккуратно, иначе она запутается и вместо того чтобы ехать по перилам, придётся висеть и распутывать. Рассматриваем четыре способа. В трёх способах верёвку бросаем, в одном — несём на себе.