«Дубовый» узел для связывания верёвок

Дубовый узел

Вы стоите перед началом длинного крутого спуска. У вас есть две верёвки. Чтобы спускаться по 60 метров, а не по 30, нужно связать верёвки, сбросить вниз, спуститься, а потом продёрнуть. Чем меньше узел, которым связаны верёвки, тем больше вероятность, что он не застрянет, пока будете вытягивать верёвки.

Связывайте верёвки дубовым узлом. Это быстро и безопасно.

Две верёвки

Узел для связывания верёвок

Узел для связывания верёвок на спуске

— Почему им? Мне нравится грейпвайн!

Во-первых потому, что при достаточной прочности он вяжется значительно быстрее. Например я, когда готовил эту статью, не торопясь завязал грейпвайн за 33 секунды, а дубовый за 14. В толстых варежках на грейпвайн потратил 48 секунд, а на дубовый 13.
Во-вторых, в отличие от грейпвайна или встречной восьмёрки, у него нет концов, которые торчат вдоль верёвки. Когда протаскиваешь узел через перегиб или кусты эти концы так и норовят застрять.

Дубовый узел

Когда вы вяжете любой узел, помните:

  • завязывайте узел аккуратно, в противном случае он будет слабее (смотри таблицу ниже)
  • из узла должны выходить достаточно длинные концы (10 диаметров верёвки, но в случае с дубовым — больше)
  • узел, завязанный на мокрой/обледенелой/грязной верёвке, выдержит меньшую нагрузку
Чтобы дубовый узел был безопасным, оставьте концы длиной 30–50см.

Кому-то он кажется ненадёжным. Их можно понять: после замысловатого грейпвайна, встречной восьмёрки или (дети не читайте!) двух восьмёрок, состёгнутых карабином, дубовый узел выглядит чересчур просто и небезопасно. Однако тесты говорят об обратном.

Какой узел прочнее?

В лабораториях Блэк Даймонд узлы проверили на разрыв и выложили на Рок’н’Айс такую таблицу:

Прочность узла, кг
Диаметры верёвок Грейпвайн Встречная восьмёрка Дубовый
10,2мм + 10,2мм
3007
2853
2245
10,2мм + 8,1 мм
1691
1691
1406
8,1 мм + 8,1 мм
1843
1760
1293

—Аха! Дубовый — самый слабый!

В общем да. Но я не знаю как при спуске создать нагрузку на верёвку в полторы тонны. Да, в узле верёвка теряет часть прочности, но не критично.

Обратите внимание, что в таблице указаны цифры также и для верёвок разного диаметра (10,2 и 8,1 мм). С другой стороны Боб Гейнс (Bob Gaines) в книге AMGA Single Pitch Manual не рекомендует использовать дубовый узел для связывания верёвок с существенной разницей в диаметрах, например 11 и 7 мм. Правда без ссылок на исследования.

— Хорошо, а если он развяжется?

Том Мойер провёл серию измерений с разными узлами, верёвками и стропами. Пройдите по ссылке там большая таблица. Я выбрал данные сравнения дубового и «дубовой» восьмёрки:

Узел Как завязан Что случилось Нагрузка, кг (1-й, 2-й, 3-й… разы)
Дубовый
Пряди в узле параллельны и каждая затянута отдельно
Пополз
635, 879, 902, 938
Верёвка порвалась в узле
938
Пряди параллельны, но не затянуты
Пополз
485, 508, 666, 848, 907
Верёвка порвалась в узле
952
Пряди пересекаются, узел не затянут
Пополз
90, 167, 635
Верёвка порвалась в узле
952
«Дубовая» восьмёрка
Пряди в узле параллельны и каждая затянута отдельно
Пополз
267, 1034
Верёвка порвалась в узле
1161
Пряди параллельны, но узел затянут плохо
Пополз
131
Тест остановили
1270
Пряди пересекаются, узел не затянут
Пополз
50, 63, 154, 190, 240
Тест остановили
1133

— Стой, что за «дубовая восьмёрка» появилась?

Иногда люди «для пущей безопасности» вяжут не проводник, а восьмёрку. Как видно из таблицы, она ползёт при меньших нагрузках.


Никогда не используйте «дубовую восьмёрку» для связывания верёвок! Она ползёт при меньших нагрузках.

А вот так (при нагрузке выше 600кг) ползёт дубовый узел:

Именно поэтому важно оставлять концы достаточно длинными. Но, повторюсь, при спуске у вас не получится с такой силой нагрузить верёвку.

Если вы параноик и считаете, что за завтраком съели лишнего, завяжите ещё один узел на оставшихся концах. С ним узел никуда не сдвинется:

Во всех остальных случаях для связывания верёвок самый прочный узел — грейпвайн.

Кирилл Белоцерковский,
инструктор Альплагеря Туюк-Су

Вот ещё:

Метки:
avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: