Узлы для альпинизма: грейпвайн

Узел грейпвайн

Иногда мы связываем концы верёвок. Если дело происходит на спуске, то связываем дубовым узлом. В остальных случаях используем узел грейпвайн: он меньше других ослабляет верёвку, его легко запомнить и он компактный.

Я уже не раз упоминал «половинку грейпвайна» в статьях об узлах. Обычно ею блокируют свободный конец верёвки, который выходит из узла. Сейчас расскажу о самом грейпвайне.

Грейпвайн

Расположите концы верёвки рядом

Расположите концы верёвки рядом

Оберните конец одной вокруг другой

Оберните конец одной вокруг другой

Дважды

Дважды

Пропустите конец в получившиеся кольца

Пропустите конец в получившиеся кольца

Затяните

Затяните

Повторите то же самое с другим концом

Повторите то же самое со вторым концом. Только мотайте в другую сторону

Затяните. Поните о длине концов

Затяните. Помните: длина концов должна быть в 10 диаметров верёвки

Чтобы грейпвайн получился аккуратным, наматывайте концы верёвок в разные стороны. Конец первой на себя, конец второй — в противоположную сторону. Или наоборот. Если сделаете так, то асимметричные половинки узла образуют такой рисунок -—ХХ—-

Грейпвайном мы связываем концы репшнура (кордалеты), чтобы получилась петля. Из неё делают станции, с неё спускаются, используют при спасательных работах или делают самостраховку Парсел-Пруссик. Ещё связываем верёвки, когда нужна одна длинная нитка. Например для организации верхней страховки на скале высотой в 50 метров.

Плюсы грейпвайна: меньше других узлов снижает прочность верёвки; небольшой в размере; по данным пособия «Спасательные работы на сложном горном рельефе» (С. Веденин — М.: ФАР, 2014) подходит для связывания верёвок разного диаметра (7–11 мм).

Минусы: при больших нагрузках сильно затягивается; вдоль верёвки торчат концы, которые цепляются за рельеф при продёргивании (в отличие от дубового узла).

Жёсткие и тонкие шнуры и петли с сердцевиной или полностью из дайнимы/спектры связывайте тройным грейпвайном.

Тройной грейпвайн

Он как двойной, только в каждой половинке не два, а три витка конца. Вот в ДММ — дёргают петли (они не разрешают встраивать видео на сайт, увы) и Беаль рекомендует использовать тройной грейпвайн для связывания репшнура из дайнимы.

Два конца репшнура

Два конца репшнура

Один обмотайте вокруг другого три раза

Один обмотайте вокруг другого три раза

Второй тоже обмотайте, только в другую сторону

Второй тоже обмотайте три раза, только в другую сторону

Затяните

Затяните. Получился тройной грейпвайн

Части узла входят друг в друга

Смотрите: части узла входят друг в друга, получаются те самые -—XXX—-

При больших нагрузках грейпвайн немного ползёт. Это не проблема конкретного узла, а их общее свойство. Поэтому оставляйте хвосты длиной в 10 диаметров верёвки. Например, если связываете репшнур толщиной 6 мм, оставляйте хвосты по 6 см, а если основную верёвку толщиной в 10 мм, делайте хвосты по 10 см.

Кирилл Белоцерковский,
инструктор Альплагеря Туюк-Су

Вот ещё:

Метки:
avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Андрей
Гость
Андрей

Привет. Много где встречал утверждение, что грейпвайн для веревок одного диаметра все же. Так можно или нельзя? Да, и у вас отличный сайт и блог :-)

Андрей
Гость
Андрей

Часто неопытными грейпвайн вяжется наоборот и получается не ХХ а Х// ….такой узел будет держать или лучше перевязать

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: