Рубрики
Онлайн-школа альпинизма

Узлы для альпинизма: стремя

Используем стремя для самостраховки и закрепления перил. Никакой связи с конской упряжью.

Помните, в статье о самостраховках я говорил, что самая удобная и безопасная — из привязанной к вам верёвки. Делается так: возьмите верёвку перед собой, завяжите стремя, вставьте в него карабин; получилась самостраховка. Разберёмся со стременем: как вязать, как оно себя ведёт и для чего вообще нужно.

Стремя вяжется так:

Этот вариант есть везде: в книжках, интернете и памяти инструкторов. Он простой и быстрый, но чтобы вязать стремя так, нужны две свободных руки. Если собираетесь встать на самостраховку, скорее всего, одна рука у вас занята — ею вы держитесь за станцию или за скалу рядом. Тогда вяжите так:

Вязать стремя на карабине можно быстро. У меня уходит 3 секунды, я засёк. Но тут важно не разгоняться и контролировать, что получается. Узел УИАА на карабине вяжется почти так же. Представляете, что получится, если встать на самостраховку на УИАА? Короче, не расслабляйтесь.

Следите, чтобы на самостраховке было стремя, а не УИАА

Когда вяжете стремя, помните: правильно завязанный узел — красивый и затянутый.

Любой узел под нагрузкой затянется. Проводник больше, булинь меньше, но затянется. Стремя затягивается сильно, но его можно:

  • Расслабить, поворачивая на карабине (если он овальный в сечении).
  • Вытащить карабин, и узел распустится.

— А он не ползёт? Меня учили всегда вязать контрольный.

Тесты показывают — не ползёт. В своём исследовании Том Моер пишет:

Стремя не ползёт! Сами удивляемся.

В тесте Моера новая верёвка Блю Уотер (11 мм) порвалась по узлу при нагрузке в 23 кН.

Гейр Хандэл тоже подёргал стремя динамометром и сказал, что пока узел затягивался, верёвка протравилась на 10 см, но при нагрузке 5.2 кН остановилась и не двигалась, пока не порвалась (12 кН). Не пугайтесь сравнительно небольших нагрузок: для испытания взяли старую и тонкую верёвку.

В любом случае, если оставляете конец верёвки закреплённым на стремени, завяжите контрольный узел — половинку грейпвайна.

Неожиданно важным оказалось положение грузовой пряди в узле. Она должна быть ближе к спинке карабина. Испытания Блю Уотер показали, что если грузовая прядь находится со стороны застёжки, карабин становится слабее на 38 %, и ломается прежде, чем рвётся верёвка.

Грузовая прядь в стремени
Грузовая прядь у спинки карабина

Стремя подходит для закрепления перил и самостраховки. Его нужно затягивать. Если оставляете конец верёвки закреплённым на стремени, вяжите контрольный.

Кирилл Белоцерковский,
инструктор Альплагеря Туюк-Су
Подписаться
Уведомить о

22 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Кирилл, все-таки стремя при переменной нагрузке ползет. На себе испытал

Хорошая статья!
Узнал новые и интересные факты про давно известный узел. Спасибо, Кирилл!

упс, оповещения об ответе на почту не приходят :( Кирилл, я сейчас уже таких подробностей не вспомню. Веревка — точно статика 10мм была, и это были усы самостраховки. То есть стременем был в обвязку ввязан. Наверное, дело в этом было, сейчас так побоялся бы делать. Но тогда — так научили.

точнее — в карабин, вщелкнутый в обвязку

Кирилл, для начала, спасибо за статьи! Не совсем ясно из последней картинки как НЕ ДОЛЖНА быть расположена грузовая прядь в узле. Может стоит добавить фотографию с неправильным расположением? С уважением,

Так соседняя прядь и есть неправильная

Из свободных концов, грузовая прядь та, которая ближе к спинке карабина.

Можете уточнить момент при использовании стремени для самостраховки, по фото не все видно. Если я первый, то самостраховка понятна, я привязан к веревке, веревка стременем к карабину, а вся оставшаяся длина веревки уходит вниз. При срыве в этом случае если узел поползет, то он должен будет выбрать всю длину веревки. Я правильно понимаю, что можно так самостраховаться отдельным куском веревки, с достаточной длиной ходового конца за завязанным узлом (скажем полметра) без контрольного? Это удобно если надо подрегулировать длину самостраховки, но без контрольного в таком случае как то страшно. Или вы имеете ввиду, что можно только на одном стремени, без контрольного, только если это не на долго? Я только разбираюсь, поэтому могу путать. Спасибо.

Спасибо, понял.

И еще два вопроса-уточнения). На последней фото, стрелкой указана грузовая прядь — это тот конец, который идет к первому для самостраховки? А вторая прядь уходит вниз, откуда первый пришел?
Во время спуска последнего человека на двух веревках (либо одна веревка сложена и прощелкнута через карабин, который вщелкнут в станцию, либо две связаны и тоже просто пропущена через карабин) — получается что нагрузка на каждую веревку вдвое меньше, но при этом если хоть одна перетрется или каким то образом (упавшим камнем) порвется, то вторая не поможет — так как они суть одна и та же веревка? А узел в верхней точке, который мог бы помочь в этом случае, например то же стремя — не вяжется, т.к. с ним не спустить веревку?

Еще раз спасибо!

Офигенные статьи для новичка, спасибо большое за труд.

Очень странно, что альпинисты пользуют стремя! Это вообще-то узел из ткачества! Поэтому-то и называется в немецком «webeleinenstek». Конструктивно, узел стремя надёжен при условии, если его оба конца равно нагружены. Почемубы вместо стремени просто не накинуть три-пять витков в карабин, для временной остановки, а для стоянки, добавить контрольный?

Сама конструкция узла подразумевает, что оба конца стремени — нагружены одинаково, а концы — обязаны выходить в противоположные стороны. Следовательно, в альпинизме этот узел применяется нецелево и нарушает принцип работы узла, т.е. — потенциально опасен.