Рубрики
Онлайн-школа альпинизма

Спуск по льду: проушины

Что такое проушины Абалакова, зачем они нужны и какие прочнее: вертикальные или горизонтальные.

Вы залезли на Свободную Корею и теперь хотите с неё слезть. С Кореи спускаются по маршрутам Лоу или Барбера, 15 и 20 верёвок льда соответственно. Чтобы не бросать ледобуры по ходу спуска, делайте самовыкруты (может быть опасно) или проушины. Статью о самовыкрутах читайте по ссылке, а тут поговорим о проушинах.

Проушины придумал Виталий Абалаков. Во всём мире их так и зовут — проушины Абалакова.

Как сделать проушину Абалакова

Чтобы сделать проушину, закрутите ледобур под углом 60° к склону. Второй так же, только в противоположную сторону. Потом вставьте репшнур, свяжите концы грейпвайном или дубовым узлом:

Правильнее всего в проушину пропускать одну из ваших верёвок и спускаться не оставляя после себя петель. Так вы не мусорите в горах и не придётся тащить дополнительный репшнур. Увы, этот способ работает только с тонкими верёвками (≤9 мм), хотя наш инструктор Турсунали Аубакиров умудрялся пропускать дубовую 10 мм статику.

Всегда, когда планируете спускаться по льду, берите с собой нож, чтобы резать репшнур. Перебивать его ледорубом непродуктивно.

Вместо репшнура можно использовать стропу, так проушина будет надёжнее. Это информация из исследования Марка Беверли и Стивена Эттэуея (Marc Beverly & Stephen W. Attaway).

Прежде чем спускаться, закрутите бур в полуметре от проушины и пристегните к нему петлю. Её длина должна быть такой, чтобы нагрузка приходилась на репшнур, не затрагивая петлю. Теперь, если проушина развалится, спускающийся повиснет на ледобуре. Его выкрутит последний участник. Все спустились, проушина не поломалась и под ним не сломается.

Используйте ледобуры длиной 16 сантиметров или больше. Так между отверстиями будет достаточно льда, чтобы проушина не выломалась под вашим весом.

Два вида проушин: Абалакова и Андерсона

Если отверстия расположены горизонтально, то получается проушина Абалакова (V-thread), если вертикально, то Андерсона (A-thread).

Испытания Марка Беверли и Стивена Эттэуея (Marc Beverly & Stephen W. Attaway) показали, что вертикальная проушина в среднем выдерживает на 3 кН больше, чем горизонтальная. В зависимости от материала петли, состояния льда, глубины отверстий, их угла относительно друг друга, горизонтальные проушины в лучшем случае выдерживают 16,8 кН, а вертикальные — 17,5 кН.

ВертикальныеГоризонтальные
Мин. нагрузка, кН10,95,2
Макс. нагрузка, кН17,516,8
Количество образцов, шт1018

На прочность льда влияют температура воздуха, ориентация склона, наличие мусора и пузырьков воздуха. Поэтому в первую очередь пользуйтесь здравым смыслом, а только потом вспоминайте эту таблицу.

— Ну вот, теперь переучиваться: вместо горизонтальных делать вертикальные :-(

Спокойно! Даже самые хлипкие проушины показали результат 5,2 кН — 530 кг! Вы, я верю, весите меньше. Поэтому можете смело использовать привычные горизонтальные проушины для спуска. А вот если вам нужно повесить верхнюю страховку или использовать проушины для спасработ — крутите бур делайте вертикальные.

Снаряжение для проушин

Ледобур длиной 22 см
Работают любые буры. Те, что с ручками — удобнее тех, что без. Я как-то спустился с проушины, сделанной 13-сантиметровым буром, так получилось. Было… волнительно.

Репшнур толщиной 5–7 мм
Если репшнур заменить стропой, будет только прочнее.

Крючок для проушин Петзл Мультихук
Крючок для проушин Петзл Мультихук

Крючок для продёргивания репшнура сквозь отверстия
Их делают разные производители: Камп, Петзл, Гривел, Симонд. Вместо крючка можно использовать тросик закладки. Не так удобно, как с крючком, но если крючка нет, то вполне пойдёт.

БД делает Фёст Шот — штуки для направления буров. Попрактикуйтесь немного, и она останется пылиться на полке: стыковать отверстия отлично получается без неё.

Проушины можно использовать несколько раз. Главное, чтобы репшнур оставался целым и не вытаял.

Проушины — простой, быстрый и безопасный способ спускаться по льду. Они — обязательный навык любого альпиниста.
Кирилл Белоцерковский,
инструктор Альплагеря Туюк-Су
Подписаться
Уведомить о

13 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Еще 2 вещи:
1)следует помнить что проушины рассчитаны на статическую нагрузку. То есть никакой верхней страховки через проушину или еще чего подобного быть не должно. Для инструкторов это очевидно, но читающим статью новичкам напомнить не помешает.
2)После того как пропустите репшнур через отверстие и закольцуете петлю, полезно чуток поиграть петлей чтобы сгладить внутренний и внешние углы. У нас был случай, когда репшнур порвался поскольку был поврежден острым углом льда внутри проушины.

В качестве дешёвого крючка отлично подходит велосипедная спица. На одной стороне сделать петельку под палец в перчатке, на другой — крючёк и заточить. Для души можно сделать чехольчик из кусочка термоусадочной трубки, чтобы при транспортировке не целялась за вещи и плоть :)).

Кирилл, добрый день!
Подскажи, если делать проушину из ледобура длиной 21см, она получится достаточной прочности для дюльфера команды с тяжелыми рюкзаками?

Кирилл, спасибо за ответ и за познавательные статьи!

«Увы, этот способ работает только с тонкими верёвками (≥9 мм), хотя наш инструктор Турсунали Аубакиров умудрялся пропускать дубовую 10 мм статику.»

Наверно хотели поставить знак «меньше» <

Еще добавлю, момент по «проушине Андерсена» так называемой.
Конечно, кое-кому у них там почОтно то, что не один Абалаков был такой умный, перевернули на 90 градусов-и уже на коне. Более того, в ЦШИ ФАР отдельные особо одаренные преподаватели на эту тему разговоры разговаривали, что-де «вертикальная лучше».
Мне откровенно смешно, как практику-отлично, попробуйте сделать «проушину Андерсена» с виса, на крутом льду. А потом проушину Абалакова. Засеките время, прикиньте удобство. И все сразу станет понятно, где реальные, строго практические моменты, а где бестолковые понты.

Понятно, что Абалаковская петля расчитана на спуск, но насколько она безопасна, если физически она равнозначна «смертельному треугольнику» (Death Triangle), ведь запрещено подобным образом делать станции на двух точках.