Рубрики
Онлайн-школа альпинизма

Дубовый — узел для связывания верёвок

Самый простой и безопасный узел для связывания двух верёвок при спуске. Оставляйте длинные хвосты и слушайтесь маму.

Вы стоите перед началом длинного крутого спуска. У вас есть две верёвки. Чтобы спускаться по 60 метров, а не по 30, нужно связать верёвки, сбросить вниз, спуститься, а потом продёрнуть. Чем меньше узел, которым связаны верёвки, тем больше вероятность, что он не застрянет, пока будете вытягивать верёвки.

Связывайте верёвки дубовым узлом. Это быстро и безопасно.

— Почему им? Мне нравится грейпвайн!

Во-первых, при достаточной прочности он вяжется значительно быстрее грейпвайна. Например я, когда готовил эту статью, не торопясь завязал грейпвайн за 33 секунды, а дубовый за 14. В толстых варежках на грейпвайн потратил 48 секунд, а на дубовый 13.
Во-вторых, в отличие от грейпвайна или встречной восьмёрки, у него нет концов, которые торчат вдоль верёвки. Когда протаскиваешь узел через перегиб или кусты эти концы так и норовят застрять.

Дубовый узел

Когда вы вяжете любой узел, помните:

  • завязывайте узел аккуратно, в противном случае он будет слабее (смотри таблицу ниже)
  • из узла должны выходить достаточно длинные концы (10 диаметров верёвки, но в случае с дубовым — больше)
  • узел, завязанный на мокрой/обледенелой/грязной верёвке, выдержит меньшую нагрузку
Чтобы дубовый узел был безопасным, оставьте концы длиной 30–50см.

Кому-то он кажется ненадёжным. Их можно понять: после замысловатого грейпвайна, встречной восьмёрки или (дети не читайте!) двух восьмёрок, состёгнутых карабином, дубовый узел выглядит чересчур просто и небезопасно. Однако тесты говорят об обратном.

Какой узел прочнее?

В лабораториях Блэк Даймонд узлы проверили на разрыв и выложили статью QC Lab: what is the strongest rappel knot? В ней есть вот такая таблица:

  Прочность узла, кг
Верёвки, ⌀ мм Грейпвайн Встр. восьмёрка Дубовый
10,2 + 10,2 3007 2853 2245
10,2 + 8,1 1691 1691 1406
8,1 + 8,1 1843 1760 1293

—Аха! Дубовый — самый слабый!

В общем да. Но я не знаю как при спуске создать нагрузку на верёвку в полторы тонны. Да, в узле верёвка теряет часть прочности, но не критично.

Обратите внимание, что в таблице указаны цифры также и для верёвок разного диаметра (10,2 и 8,1 мм). С другой стороны Боб Гейнс (Bob Gaines) в книге AMGA Single Pitch Manual не рекомендует использовать дубовый узел для связывания верёвок с существенной разницей в диаметрах, например 11 и 7 мм. Правда без ссылок на исследования.

— Хорошо, а если он развяжется?

Том Мойер провёл серию измерений с разными узлами, верёвками и стропами. Пройдите по ссылке там большая таблица. Я выбрал данные сравнения дубового и «дубовой» восьмёрки:

  Дубовый Дуб. восьмёрка
Как завязан Что случилось Нагрузка в 1—5 раз, кг Что случилось Нагрузка в 1–5 раз, кг
Пряди в узле параллельны и каждая затянута отдельно Пополз 635, 879, 902, 938 Пополз 267, 1034
  Верёвка порвалась в узле 938 Верёвка порвалась в узле 1161
Пряди параллельны, но не затянуты Пополз 485, 508, 666, 848, 907 Пополз 131
  Верёвка порвалась в узле 952 Тест остановили 1270
Пряди пересекаются, узел не затянут Пополз 90, 167, 635 Пополз 50, 63, 154, 190, 240
  Верёвка порвалась в узле 952 Тест остановили 1133

— Стой, что за «дубовая восьмёрка» появилась?

Иногда люди «для пущей безопасности» вяжут не проводник, а восьмёрку. Как видно из таблицы, она ползёт при меньших нагрузках.

Никогда не используйте «дубовую восьмёрку» для связывания верёвок! Она ползёт при меньших нагрузках.

А вот так при нагрузке выше 600 кг ползёт дубовый узел:

Именно поэтому важно оставлять концы достаточно длинными. Но, повторюсь, при спуске у вас не получится с такой силой нагрузить верёвку.

Если вы параноик и считаете, что за завтраком съели лишнего, завяжите ещё один узел на оставшихся концах. С ним узел никуда не сдвинется:

Во всех остальных случаях для связывания верёвок самый прочный узел — грейпвайн.

Кирилл Белоцерковский,
инструктор Альплагеря Туюк-Су
Подписаться
Уведомить о

7 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

1. В статье написано: «(дети не читайте!) двух восьмёрок, состёгнутых карабином». Я даже знаю, откуда это взято! Это допотопная советская техника, написано в советских книжках пятидесятых годов. Думаю, это опасно применять. 2. Да, UIAA рекомендует дубовый узел для связывания концов двух верёвок. Но американские инструкторы настаивают на встречной восьмёрке с контрольными узлами с обоих концов. 3. В статье далее написано: «Никогда не используйте «дубовую восьмёрку» для связывания верёвок! Она ползёт при меньших нагрузках». Тесты как раз показывают дубовую восмёрку прочнее дубового узла почти в два раза! Кстати, если после дубового узла завязать контрольный, то эта конструкция будет значительно слабее, чем просто дубовый узел без контрольного!

https://www.youtube.com/watch?v=QGqGlFc3oFs
3. Простой узел (дубовый) выдержал 9 kN, а восьмёрка (дубовая) выдержала 14 kN.

https://www.youtube.com/watch?v=8T_xmrts9v4
Простой узел (дубовый) с контрольным выдержал 6kN.

Т.е. восьмёрка прочнее простого, а контрольный на простом ухудшает узел. Простой узел — гибкий, а если к нему добавить контрольный, то происходит разрыв. Видимо, основное качество простого узла — гибкость. Незря же простой узел используют как амортизатор в петле на станции. Всякому узлу свое предназначение! Крепить концы двух веревок простым узлом (дубовым) — это нарушение предназначения узла.

Спелеолог Серафимов называет простой узел (дубовый) амортизатором. В квод (quad) станции также используются сразу несколько простых узлов на петле, разве нет? Соединять веревки дубовым узлом можно, например бельевую верёвку, но не в альпинизме.

Кирилл, если вам необходимы ссылки на утверждение, что т.н. узел «бабочка» и «дубовый» выступают в роли амортизатора рывка, вы можете прочитать об этом в книгах:

1. моряка Куряшкина Андрея Николаевича, «Техника вязки узлов. Теория и практика», на стр.269 «простой проводник, завязанный в качестве амортизирующего узла между двух точек крепления веревки».
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=31&*=KmEhVTyyz2jpt6ZFTnS1LqnxYfR7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vWDZvRmVpUUlvakNEc1d6S3V2MWVzc21pOExLVWVFN3V6RUhYU1IwK3hDaz0iLCJ0aXRsZSI6IlRWVV9LdXJ5YXNoa2luIEEuIE4ucGRmIiwibm9pZnJhbWUiOmZhbHNlLCJ1aWQiOiIwIiwidHMiOjE1ODg4MzA3ODU2NTYsInl1IjoiMzM5NDA3MDkzMTU4ODgyNzIzMyJ9

2. спелеолога К. Б. Серафимова, «Веревка — как она есть. Веревки и узлы в технике SRT», на стр.85
https://4sport.ua/_upl/2/1467/1986-Dave%20Elliot%20SRT-rus-2016.pdf