Вы стоите перед началом длинного крутого спуска. У вас есть две верёвки. Чтобы спускаться по 60 метров, а не по 30, нужно связать верёвки, сбросить вниз, спуститься, а потом продёрнуть. Чем меньше узел, которым связаны верёвки, тем больше вероятность, что он не застрянет, пока будете вытягивать верёвки.
Связывайте верёвки дубовым узлом. Это быстро и безопасно.
— Почему им? Мне нравится грейпвайн!
Во-первых, при достаточной прочности он вяжется значительно быстрее грейпвайна. Например я, когда готовил эту статью, не торопясь завязал грейпвайн за 33 секунды, а дубовый за 14. В толстых варежках на грейпвайн потратил 48 секунд, а на дубовый 13.
Во-вторых, в отличие от грейпвайна или встречной восьмёрки, у него нет концов, которые торчат вдоль верёвки. Когда протаскиваешь узел через перегиб или кусты эти концы так и норовят застрять.
Когда вы вяжете любой узел, помните:
- завязывайте узел аккуратно, в противном случае он будет слабее (смотри таблицу ниже)
- из узла должны выходить достаточно длинные концы (10 диаметров верёвки, но в случае с дубовым — больше)
- узел, завязанный на мокрой/обледенелой/грязной верёвке, выдержит меньшую нагрузку
Кому-то он кажется ненадёжным. Их можно понять: после замысловатого грейпвайна, встречной восьмёрки или (дети не читайте!) двух восьмёрок, состёгнутых карабином, дубовый узел выглядит чересчур просто и небезопасно. Однако тесты говорят об обратном.
Какой узел прочнее?
В лабораториях Блэк Даймонд узлы проверили на разрыв и выложили статью QC Lab: what is the strongest rappel knot? В ней есть вот такая таблица:
Прочность узла, кг | |||
---|---|---|---|
Верёвки, ⌀ мм | Грейпвайн | Встр. восьмёрка | Дубовый |
10,2 + 10,2 | 3007 | 2853 | 2245 |
10,2 + 8,1 | 1691 | 1691 | 1406 |
8,1 + 8,1 | 1843 | 1760 | 1293 |
—Аха! Дубовый — самый слабый!
В общем да. Но я не знаю как при спуске создать нагрузку на верёвку в полторы тонны. Да, в узле верёвка теряет часть прочности, но не критично.
— Хорошо, а если он развяжется?
Том Мойер провёл серию измерений с разными узлами, верёвками и стропами. Пройдите по ссылке там большая таблица. Я выбрал данные сравнения дубового и «дубовой» восьмёрки:
Дубовый | Дуб. восьмёрка | |||
Как завязан | Что случилось | Нагрузка в 1—5 раз, кг | Что случилось | Нагрузка в 1–5 раз, кг |
---|---|---|---|---|
Пряди в узле параллельны и каждая затянута отдельно | Пополз | 635, 879, 902, 938 | Пополз | 267, 1034 |
Верёвка порвалась в узле | 938 | Верёвка порвалась в узле | 1161 | |
Пряди параллельны, но не затянуты | Пополз | 485, 508, 666, 848, 907 | Пополз | 131 |
Верёвка порвалась в узле | 952 | Тест остановили | 1270 | |
Пряди пересекаются, узел не затянут | Пополз | 90, 167, 635 | Пополз | 50, 63, 154, 190, 240 |
Верёвка порвалась в узле | 952 | Тест остановили | 1133 |
— Стой, что за «дубовая восьмёрка» появилась?
Иногда люди «для пущей безопасности» вяжут не проводник, а восьмёрку. Как видно из таблицы, она ползёт при меньших нагрузках.
А вот так при нагрузке выше 600 кг ползёт дубовый узел:
Именно поэтому важно оставлять концы достаточно длинными. Но, повторюсь, при спуске у вас не получится с такой силой нагрузить верёвку.
Если вы параноик и считаете, что за завтраком съели лишнего, завяжите ещё один узел на оставшихся концах. С ним узел никуда не сдвинется:
Во всех остальных случаях для связывания верёвок самый прочный узел — грейпвайн.
1. В статье написано: «(дети не читайте!) двух восьмёрок, состёгнутых карабином». Я даже знаю, откуда это взято! Это допотопная советская техника, написано в советских книжках пятидесятых годов. Думаю, это опасно применять. 2. Да, UIAA рекомендует дубовый узел для связывания концов двух верёвок. Но американские инструкторы настаивают на встречной восьмёрке с контрольными узлами с обоих концов. 3. В статье далее написано: «Никогда не используйте «дубовую восьмёрку» для связывания верёвок! Она ползёт при меньших нагрузках». Тесты как раз показывают дубовую восмёрку прочнее дубового узла почти в два раза! Кстати, если после дубового узла завязать контрольный, то эта конструкция будет значительно слабее, чем просто дубовый узел без контрольного!
1. Применять эту технику не опасно, но, как правило, излишне. Исключение — когда нужно быстро соединить две верёвки с большой разницей в диаметрах.
2. Американские инструкторы молодцы. Делайте, что они говорят.
3. Не знаю, о каких тестах говорите вы. Те, что в статье, показывают, что дубовая восьмёрка начинает ползти при меньших нагрузках.
Если после дубового завязать контрольный (если я вас правильно понял), это никак не скажется на прочности верёвки, потому что контрольный завязан на прядях вне нагрузочной цепи.
https://www.youtube.com/watch?v=QGqGlFc3oFs
3. Простой узел (дубовый) выдержал 9 kN, а восьмёрка (дубовая) выдержала 14 kN.
https://www.youtube.com/watch?v=8T_xmrts9v4
Простой узел (дубовый) с контрольным выдержал 6kN.
Т.е. восьмёрка прочнее простого, а контрольный на простом ухудшает узел. Простой узел — гибкий, а если к нему добавить контрольный, то происходит разрыв. Видимо, основное качество простого узла — гибкость. Незря же простой узел используют как амортизатор в петле на станции. Всякому узлу свое предназначение! Крепить концы двух веревок простым узлом (дубовым) — это нарушение предназначения узла.
Не представляю, что нужно сделать, чтобы в процессе обычного спуска в горах развить нагрузку близкую к 6кН. Прочность верёвки, в этом случае, не то, о чём стоит волноваться. В таблице показано, что дубовая восьмёрка ползёт при значительно меньших нагрузках. Вот это как раз опасно.
У вас какой-то свой альпинизм. Не могу в него вмешиваться, но советую не использовать простой узел на станционной петле как амортизатор. Хотя бы потому, что узел на петле ослабляет её в два раза.
Соединять концы верёвок, если хотите, одно из предназначений дубового узла.
Спелеолог Серафимов называет простой узел (дубовый) амортизатором. В квод (quad) станции также используются сразу несколько простых узлов на петле, разве нет? Соединять веревки дубовым узлом можно, например бельевую верёвку, но не в альпинизме.
У спелеолога Серафимова, вероятно, есть основания так делать. Я не знаком ни с ним, ни с его основаниями.
В кводе, фиксированных станциях и ещё где угодно узлы есть, но они — неизбежное зло, без них станции не получится. Вязать их специально, чтобы что-то там амортизировать не нужно.
Не соединяйте! Всё просто. Если вам не нравится какая-то техника, просто не используйте её.
Кирилл, если вам необходимы ссылки на утверждение, что т.н. узел «бабочка» и «дубовый» выступают в роли амортизатора рывка, вы можете прочитать об этом в книгах:
1. моряка Куряшкина Андрея Николаевича, «Техника вязки узлов. Теория и практика», на стр.269 «простой проводник, завязанный в качестве амортизирующего узла между двух точек крепления веревки».
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=31&*=KmEhVTyyz2jpt6ZFTnS1LqnxYfR7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vWDZvRmVpUUlvakNEc1d6S3V2MWVzc21pOExLVWVFN3V6RUhYU1IwK3hDaz0iLCJ0aXRsZSI6IlRWVV9LdXJ5YXNoa2luIEEuIE4ucGRmIiwibm9pZnJhbWUiOmZhbHNlLCJ1aWQiOiIwIiwidHMiOjE1ODg4MzA3ODU2NTYsInl1IjoiMzM5NDA3MDkzMTU4ODgyNzIzMyJ9
2. спелеолога К. Б. Серафимова, «Веревка — как она есть. Веревки и узлы в технике SRT», на стр.85
https://4sport.ua/_upl/2/1467/1986-Dave%20Elliot%20SRT-rus-2016.pdf