Перила готовы, но не нагружай: что делать, когда станция не очень

Что делать, когда станция плохая

Вы долезли до полки на незнакомом маршруте. Вверх уходит крутая стена с тонкой трещиной, напарник где-то далеко внизу. Время сделать станцию и собраться на полке, чтобы верёвка внезапно не кончилась посреди следующего сложного участка. Верно? Не всегда. Сейчас разберём 5 ситуаций с разными станциями.

Станция хорошая, страховка выше надёжная

Ну куда мы без селфи-тоКлёво вам. Соберитесь на полке, съешьте сникерс, выпейте чаю, сфотографируйтесь и лезьте дальше. Первую точку положите как можно ниже, хоть сразу за станцией. Так, если сорвётесь, на станцию не придётся сильного рывка.

Станция так себе, но вверху хорошая точка

Станция дура, крюк молодец!

Когда выше плохой станции забит хороший крюк

Если хватает длины верёвки, поднимитесь выше станции и забейте надёжный крюк, положите закладку, вставьте френд или что там ещё полезет в трещину. Попросите напарника спустить вас на полку. Убедитесь, что точка, с которой спускаетесь, действительно надёжная. Если она вылетит, вам светит полёт до полки или ниже. Не знаю, что хуже. Чтобы контролировать скорость, держитесь за прядь, которая уходит к напарнику, и выдавайте себя.
На полке возьмите обе пряди и завяжите большой проводник так, чтобы он висел над станцией. Используйте его как одну из точек для станции на полке. Имейте в виду, что верёвка растянется и, если проводник слишком низко, на него придётся лишь небольшая часть нагрузки. Одно из правил хороших станций нарушится — нагрузка не будет распределяться между всеми точками.

Когда лидер полезет вверх, до точки у него будет верхняя страховка. Даже если он сорвётся, не произойдёт ничего страшного.

Станция нормальная, но выше страховка так себе

Тут всё не так просто, как кажется сначала. Если сделаете станцию на полке, полезете выше и сорвётесь, то есть вероятность, что прилетите на станцию с фактором рывка 2.

Не повторяйте это в домашних условиях!

Как посчитать фактор рывка

Фактор рывка — теоретическая величина, которая складывается из отношения глубины полёта к длине верёвки в страховочной системе.

Если вы поднялись от станции на 4 метра, не положили ни одной точки и сорвались, то расчёт такой: 8 метров полёта ÷ 4 метра верёвки в системе = 2

Если поднялись от станции на 3 метра, положили нормальную точку, потом поднялись ещё на метр и сорвались, то расчёт такой: 2 метра полёта ÷ 4 метра верёвки в системе = 0,5

Фактор 2 — это плохо. При рывках с таким фактором рвутся петли с узлами, а на точки и тело сорвавшегося приходится большая нагрузка.

В горах фактор 2 часто не получается: нормально разогнаться мешают полки и трение о рельеф, тело амортизирует, верёвка пружинит, узлы затягиваются, восходящие потоки воздуха и испуганный взгляд напарника вовсе толкают вверх. Но всё равно постарайтесь так не делать.

Чтобы избежать срыва с фактором 2 на станцию, лезьте дальше. Если положили последнюю точку страховки в метре ниже полки, поднялись на три метра над полкой, а в общем пролезли 35, то фактор рывка на точку получится почти ласковый — всего 0,23. Ух и натерпитесь жути, пока пролетите 8 метров, но зато есть неплохая вероятность, что точка страховки выдержит.

Места для станции нет, рельеф несложный

Главное — не падать

Когда просто, можно так

Если рельеф прост для вашей связки, лезьте дальше. Когда верёвка кончится, напарник разберёт станцию и тоже полезет. Главное — не забывайте страховаться. Если напарник лезет хуже чем вы, или если он в ботинках и с тяжёлым рюкзаком, учитывайте это. Если он сорвётся, то повиснет на вас. Вы удержите его, только если между вами совсем нет слабины и вы очень хорошо стоите на рельефе. Это предпоследнее, что можно делать со станциями.

Станция плохая, а дальше ещё хуже

Угадайте, за что он его тянет

Станция на лидере

Это последнее, что вы должны делать. Пристёгивайте перила или корзинку к страховочному кольцу на обвязке, располагайтесь поудобнее и командуйте, что всё готово. Если напарник поднимается лазаньем, страхуйте внатяг, чтобы не было сильного рывка, когда он упадёт. Если напарник поднимается по перилам — наберитесь терпения и попросите его не дёргаться. Один раз мой напарник начал жумарить, пока я делал станцию. Команд он не слышал. Ну… так вышло. Каждый раз, когда он дёргал верёвку, я думал про него что-нибудь обидное.
Не делайте так, если есть другие варианты. Это опасно.

— А меня инструктор учил страховать через спину.
Такой способ подходит для простого рельефа, когда напарник может подскользнуться или оступиться, но не повиснет всем весом на верёвке.

Точки страховки — ваше дело, а станция — общее. Если вылетит закладка, когда вы сорвётесь, это, до определённого момента, ваша проблема, а если развалится станция, то это общая большая проблемища. Выбирайте место для станции так, чтобы на вас ничего не упало сверху, чтобы вы не уронили камень на страхующего, когда полезете дальше, и так, чтобы сами не прилетели на неё, когда упадёте. Усиливайте станцию до тех пор, пока не посчитаете, что она надёжная и выдержит любую нагрузку, которую вы к ней приложите.

Кирилл Белоцерковский,
инструктор Альплагеря Туюк-Су

Вот ещё:

Комментарии

Отправлять уведомления на почту
avatar
wpDiscuz
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: