Как спускаться с ненадёжной точки

Спуск со страшной точки

Вы залезли куда не следует. Над головой глухая трещина упёрлась в разрушенный карниз. Всё, приплыли. Спускаться лазаньем не выйдет: вы и вверх-то лезли с трудом. Что делать?

Первое — расслабиться и не паниковать.
Второе — спускаться. Сейчас разберём три сценария: в двух у вас одна верёвка, в одном — две.

Расслабиться и не паниковать

Вы лезете с одной верёвкой

Пролезли меньше половины длины верёвки и рядом с вами трещина под крюк или
закладку. Тут всё просто:

  • Сделайте пару точек (или одну надёжную, но я вам этого не говорил) и сблокируйте их петлёй
  • Встегните в неё карабин
  • Простегните сквозь него верёвку
  • Вот тут внимательно: завяжите схватывающий узел между вами и верёвкой, которая уходит к напарнику
  • Попросите напарника спустить вас
  • По пути вниз собирайте точки страховки
Схватывающий узел на верёвке

Обмоточный узел на верёвке, которая уходит к напарнику

Теперь напарник спустит вас как на скалодроме. Однако мы не в зале, вспомните про разрушенный карниз в начале статьи. Если станция (две сблокированных точки), с которой вы спускаетесь развалится, вам грозит обычный срыв с нижней страховкой. Смотрите иллюстрацию:

Спуск с ненадёжной станции

Спуск с ненадёжной станцией

В случае срыва на схватывающий узел придётся большая нагрузка. Вы ведь не делаете схватывающих узлов из тонкого (4–5 мм) репшнура?

Испытания показали: лучше всех выдерживают нагрузку пруссик и автоблок.

Если лезете с двумя верёвками

И упёрлись в уже знакомый карниз. Вы пролезли больше половины длины верёвки, и спустить вас в один подход не получится: не хватит верёвки. Сделайте станцию. В идеальном мире вы должны связать концы своих верёвок без потери самостраховки, затем спуститься по двум верёвкам.

Напарник должен оставить достаточно слабины (чтобы вы перевязались) и заблокировать корзинку.
  • Сблокируйте точки
  • Встаньте на самостраховку в петлю
  • Сделайте петлю на верёвке, на которой точка страховки выше и пристегните к страховочному кольцу на обвязке
  • Отвяжите от себя конец этой верёвки
  • Пропустите его сквозь петлю (можно обойтись без карабина)
  • Отвяжите от себя конец второй верёвки
  • Свяжите концы дубовым узлом
  • Обратите внимание: вынесите корзинку на отдельный ус, а схватывающий узел завяжите на двух верёвках и прикрепите к страховочному кольцу.
  • Спускайтесь

Теперь если верхняя станция развалится, вам светит полёт до ближайшей точки страховки и ещё столько же от неё. Как на предыдущей иллюстрации, но с незначительными изменениями.

Если лезете с одной верёвкой

И забрались дальше, чем на половину её длины.

Если остался запас верёвки, то спускайтесь как в первом примере до куда хватит верёвки по пути вытаскивая точки страховки. Затем:

  • Сделайте станцию
  • Закрепите прядь, которая уходит вниз, на себе
  • Продёрните верёвку
  • Пропустите её сквозь станцию и спускайтесь

Если станция не вызывает доверия, то привяжитесь к концу верёвки, пусть напарник спустит вас с верхней страховкой (смотрите первый пример).

Запомните главное:

Если спускаетесь с ненадёжной точки, завяжите схватывающий узел на верёвке, которая уходит вниз и привяжите/пристегните его к себе.

Эта техника пригодится не только заснеженным альпинистам, но и тепличным скалолазам. Положим, в Таиланде, на некоторых маршрутах спусковые кольца висят на верёвках. Тайский климат губителен для верёвок: они быстро начинают гнить. Спускаться с таких колец лучше с подстраховкой схватывающим.

Кирилл Белоцерковский,
инструктор Альплагеря Туюк-Су

Вот ещё:

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: