Вы залезли куда не следует. Над головой глухая трещина упёрлась в разрушенный карниз. Всё, приплыли. Спускаться лазаньем не выйдет: вы и вверх-то лезли с трудом. Что делать?
Первое — расслабиться и не паниковать.
Второе — спускаться. Сейчас разберём три сценария: в двух у вас одна верёвка, в одном — две.
Вы лезете с одной верёвкой
Пролезли меньше половины длины верёвки и рядом с вами трещина под крюк или
закладку. Тут всё просто:
- Сделайте пару точек (или одну надёжную, но я вам этого не говорил) и сблокируйте их петлёй
- Встегните в неё карабин
- Простегните сквозь него верёвку
- Вот тут внимательно: завяжите схватывающий узел между вами и верёвкой, которая уходит к напарнику
- Попросите напарника спустить вас
- По пути вниз собирайте точки страховки
Теперь напарник спустит вас как на скалодроме. Однако мы не в зале, вспомните про разрушенный карниз в начале статьи. Если станция (две сблокированных точки), с которой вы спускаетесь развалится, вам грозит обычный срыв с нижней страховкой. Смотрите иллюстрацию:
В случае срыва на схватывающий узел придётся большая нагрузка. Вы ведь не делаете схватывающих узлов из тонкого (4–5 мм) репшнура?
Испытания показали: лучше всех выдерживают нагрузку пруссик и автоблок.
Если лезете с двумя верёвками
И упёрлись в уже знакомый карниз. Вы пролезли больше половины длины верёвки, и спустить вас в один подход не получится: не хватит верёвки. Сделайте станцию. В идеальном мире вы должны связать концы своих верёвок без потери самостраховки, затем спуститься по двум верёвкам.
- Сблокируйте точки
- Встаньте на самостраховку в петлю
- Сделайте петлю на верёвке, на которой точка страховки выше и пристегните к страховочному кольцу на обвязке
- Отвяжите от себя конец этой верёвки
- Пропустите его сквозь петлю (можно обойтись без карабина)
- Отвяжите от себя конец второй верёвки
- Свяжите концы дубовым узлом
- Обратите внимание: вынесите корзинку на отдельный ус, а схватывающий узел завяжите на двух верёвках и прикрепите к страховочному кольцу.
- Спускайтесь
Теперь если верхняя станция развалится, вам светит полёт до ближайшей точки страховки и ещё столько же от неё. Как на предыдущей иллюстрации, но с незначительными изменениями.
Если лезете с одной верёвкой
И забрались дальше, чем на половину её длины.
Если остался запас верёвки, то спускайтесь как в первом примере до куда хватит верёвки по пути вытаскивая точки страховки. Затем:
- Сделайте станцию
- Закрепите прядь, которая уходит вниз, на себе
- Продёрните верёвку
- Пропустите её сквозь станцию и спускайтесь
Если станция не вызывает доверия, то привяжитесь к концу верёвки, пусть напарник спустит вас с верхней страховкой (смотрите первый пример).
Запомните главное:
Эта техника пригодится не только заснеженным альпинистам, но и тепличным скалолазам. Положим, в Таиланде, на некоторых маршрутах спусковые кольца висят на верёвках. Тайский климат губителен для верёвок: они быстро начинают гнить. Спускаться с таких колец лучше с подстраховкой схватывающим.
В статье написано: «В случае срыва на схватывающий узел придётся большая нагрузка.»
Схватывающие узлы вообще не предназначены для срыва!
Знаете способ, как с тем же набором снаряжения сделать это безопаснее? Покажите, пожалуйста, буду пользоваться.