Иногда мы связываем концы верёвок. Если дело происходит на спуске, то связываем дубовым узлом. В остальных случаях используем узел грейпвайн: он меньше других ослабляет верёвку, его легко запомнить и он компактный.
Я уже не раз упоминал «половинку грейпвайна» в статьях об узлах. Обычно ею блокируют свободный конец верёвки, который выходит из узла. Сейчас расскажу о самом грейпвайне.
Грейпвайн
Чтобы грейпвайн получился аккуратным, наматывайте концы верёвок в разные стороны. Конец первой на себя, конец второй — в противоположную сторону. Или наоборот. Если сделаете так, то асимметричные половинки узла образуют такой рисунок -—ХХ—-
Грейпвайном мы связываем концы репшнура (кордалеты), чтобы получилась петля. Из неё делают станции, с неё спускаются, используют при спасательных работах или делают самостраховку Парсел-Пруссик. Ещё связываем верёвки, когда нужна одна длинная нитка. Например для организации верхней страховки на скале высотой в 50 метров.
Плюсы грейпвайна: меньше других узлов снижает прочность верёвки; небольшой в размере; по данным пособия «Спасательные работы на сложном горном рельефе» (С. Веденин — М.: ФАР, 2014) подходит для связывания верёвок разного диаметра (7–11 мм).
Минусы: при больших нагрузках сильно затягивается; вдоль верёвки торчат концы, которые цепляются за рельеф при продёргивании (в отличие от дубового узла).
Тройной грейпвайн
Он как двойной, только в каждой половинке не два, а три витка конца. Вот в ДММ — дёргают петли (они не разрешают встраивать видео на сайт, увы) и Беаль рекомендует использовать тройной грейпвайн для связывания репшнура из дайнимы. У меня тут реп из дайнимы, но в нейлоновой оплётке. Лучше используйте такие.
Два конца репшнура Один обмотайте вокруг другого три раза Второй тоже обмотайте три раза, только в другую сторону Затяните. Получился тройной грейпвайн Смотрите: части узла входят друг в друга, получаются те самые -—XXX—-
При больших нагрузках грейпвайн немного ползёт. Это не проблема конкретного узла, а их общее свойство. Поэтому оставляйте хвосты длиной в 10 диаметров верёвки. Например, если связываете репшнур толщиной 6 мм, оставляйте хвосты по 6 см, а если основную верёвку толщиной в 10 мм, делайте хвосты по 10 см.
Привет. Много где встречал утверждение, что грейпвайн для веревок одного диаметра все же. Так можно или нельзя? Да, и у вас отличный сайт и блог :-)
Я тоже встречал утверждения, что им нужно связывать верёвки одного диаметра. И скорее всего это так: им нельзя связывать карабельные канаты и репшнур. А для верёвок с разницей в 3–4 мм подходит даже «сомнительный» дубовый (я об этом писал). Грейпвайн более надёжен. Им можно связывать верёвки разного диаметра.
Часто неопытными грейпвайн вяжется наоборот и получается не ХХ а Х// ….такой узел будет держать или лучше перевязать
Такой узел будет держать, но сильнее затянется.
Всё-таки, из трёх витков — это тройной рыбацкий узел, а из двух витков — грейпвайн (двойной рыбацкий).