Рубрики
Онлайн-школа альпинизма

Сколько выдерживают закладки, френды и петли

При каких нагрузках ломаются камалоты, лопаются тросики, рвутся петли и насколько дырки снижают их прочность.

Если вам интересно, сколько выдерживают камалоты, при какой нагрузке рвутся стропы и тросики на закладках, вы пришли куда нужно.

Перевод статьи Ultimate strength testing of the gear you’ve always wondered about.

В БД работает человек, отвечающий за качество продукции — Колин Поуик (Colin Powik). Не знаю, в чём его основные обязанности, но время от времени он собирает снаряжение, зовёт фотографа и они идут в лабораторию к разрывной машине. Ну и рвут всё, что принесли. Вот, что Колин написал после недавней разрушительной сессии.

Это типичный ненаучный подход. Мы использовали по одному элементу снаряжения на тест. Такого количества недостаточно для каких-то масштабных выводов. Результаты дают общее представление о предельных нагрузках и пищу для размышлений.

Мы решили посмотреть при каких нагрузках ломаются френды, рвутся стропы, тросики и страховочные кольца на обвязках. Помните, что в обычно в горах или на скалах такие нагрузки не возникают. В то же время помните, что редко, но могут возникнуть ситуации, когда нагрузки будут выше привычных.

Перед тем как читать дальше, обязательно посмотрите статью «Нагрузки при срыве в реальных условиях».

Порванные стоперы и гексы
Стоперы и гексы сдались разрывной машине

Стоперы и гексы

Гексы и стоперы разных размеров выдерживают разные нагрузки. Так происходит потому, что в них используются тросики разного диаметра. Кто-то спрашивал, при каких нагрузках рвутся закладки. Мы порвали несколько, теперь знаем. Закладки закрепляли в бруске с V-образным вырезом, на тросик вешали карабин, чтобы было как в жизни.

Стопер #1, заявленная прочность — 2 кН

При нагрузке 3,3 кН порвался тросик на самой закладке.
Тут тросик небольшого диаметра изгибается с небольшим радиусом на маленькой головке закладки. Не удивительно, что он порвался именно там. Как правило, закладки такого размера используют только для ИТО, потому что нагрузка в 2 кН обычное дело при срыве.

Тросик на стоппере #1 порвался при нагрузке 2 кН

Стопер #5, заявленная прочность — 6 кН

При нагрузке 8,3 кН тросик порвался на головке закладки.
Такая нагрузка маловероятна, но возможна при правильном использовании закладок.

Стопер #11, заявленная прочность — 10 кН

При нагрузке 11,2 кН тросик порвался на карабине.
В случае с большими стоперами радиус на головке закладки увеличивается и становится больше, чем радиус на карабине. Вот на карабине и рвётся. Такая нагрузка крайне маловероятна в нормальных условиях.

По-моему, они не очень удобные, но в прочности им не откажешь
Серая гекса выдержала тонну — 11,4 кН

Гекса #4, заявленная прочность — 10 кН

При нагрузке 11,4 кН тросик порвался на карабине

Гекса против разрывной машины
Гексы с тросиками одного диаметра выдерживают одинаковые нагрузки

Гекса #6, заявленная прочность — 10 кН

При нагрузке 11,9 кН тросик порвался на карабине

Почти все современные гексы делают с тросиками. Логично предположить, что гексы будут выдерживать те же нагрузки, что и закладки если диаметры тросиков не отличаются.

Гекса #6, вместо тросика репшнур

При нагрузке 7,4 кН порвался репшнур на гексе.
Раньше в гексах вместо тросиков использовали репшнур или стропу. Мы решили проверить, сколько выдерживает такая конструкция. Отрезали от гексы тросик, вместо него вставили 6 мм репшнур, завязали грейпвайном и дёрнули. Репшнур порвался об углы гексы.
Гексы с тросиками прочнее и удобнее в использовании. Попробуйте вставить гексу со стропой высоко над головой. Вот то-то же.

Камалоты, которые не смогли
Разные Камалоты ломаются по-разному

Камалоты

Френды разного размера и конструкций выдерживают разные нагрузки и ломаются по-своему. Кажется, мало кто видел френд, поломанный в лаборатории. Мы решили это исправить.

Камалот #1, заявленная прочность — 14 кН, раскрыт на 50%

При нагрузке 15,5 кН порвался тросик в петле.
Красивый красный камалот, установленный как в учебнике. На скалах вы не сможете дёрнуть камалот с такой силой. Если вдруг получилось, то его прочность не самое страшное в сложившейся ситуации.

Порвать френд — ещё постараться нужно!
Френд в идеальных условиях выдержал полторы тонны — 15 кН

Нас часто спрашивают, зачем дополнительный оборот стропы вокруг петли из тросика. Вот как раз для этого. Так нагрузка распределяется ровнее, а тросик не режет стропу. К тому же так тросик не гнётся при обычных срывах.

Камалот #1 UL, заявленная прочность — 12 кН, раскрыт на 50%

При нагрузке 18 кН порвалась стропа (внутренняя) на главной оси
UL Камалоты ломаются не так, как обычные C4. Очень прочная сердцевина из Дайникса (Дайнима в версии БД) круто изгибается в верхней части рабочей оси с небольшим радиусом. Тут и лопается.

Суперлёгкий Камалот порвался на 18 кН
Камалоты Ультралайт ломаются не так, как С4. Но тоже ломаются

Камалот #1, положенный как закладка

При нагрузке 15,2 кН сломались кулачки.
Камалоты можно ставить «зонтиком», как закладку. Они выдерживают большие нагрузки благодаря двум осям. Френды с одной осью иногда можно, иногда нет. Читайте инструкцию.

Не все френды можно ставить так. Читайте инструкцию!
Камалот работает как закладка. Главное, чтобы не выпал

Камалот #1, положенный как закладка

При нагрузке 15,4 кН порвался тросик в петле.
Потом мы попробовали ещё один, результат такой же: порвался тросик. Чем меньше ходит камалот, поставленный как закладка, тем он надёжнее.

Порванные петли
Петли из нейлона, стали и дайнимы. Все порвались при одной нагрузке

Петли: нейлон, дайнима, трос

Петли сшитые, трос обжатый. Заявленная прочность петель — 22 кН.

Раньше альпинисты брали кусок стропы, связывали концы встречным проводником и получали петлю. Сейчас так не принято. В магазинах полно петель сшитых из нейлона, дайнимы и их комбинаций. Мы порвали несколько, чтобы показать, какие нагрузки они выдерживают, как растягиваются и рвутся. Для сравнения сделали, а потом порвали петлю из тросика. Чтобы поберечь карабины, использовали 12 мм штифт.

Тросик диаметром 3/16 дюйма (4,7 мм), длина 60 см

При нагрузке 27,1 кН порвался на штифте.
Вес 154 г
Мы использовали его, чтобы потом сравнить с привычными материалами

Даже он не выдержал
Стальной трос порвали для сравнения

18 мм нейлоновая стропа, длина 60 см

При нагрузке 27,2 кН порвалась на штифте.
Вес 37 г
Растянулась значительно больше, чем стальной трос

10 мм стропа из Дайникса (≈ дайнима), длина 60 см

При нагрузке 27,1 кН порвалась на штифте.
Вес 20 г
Растянулась меньше чем нейлоновая, но больше, чем трос

Порвалась на 22 кН, что много
Петля из дайнимы прочная, как стальной трос

Отношение прочности и веса

ОбразецВес, гПрочность, кН
Трос 3/16″ (4,7 мм)15427,1
18-мм нейлоновая стропа3727,2
10-мм стропа из Дайникса (≈ дайнима)2027,1

Говорят, что дайнима прочнее чем сталь. В этом случае так и есть. Тросовая петля весом 154 г порвалась при такой же нагрузке, при этом весит в 7 раз больше.

Нейлон тянется, всё остальное плохо или совсем никак
Как растягиваются петли из нейлона, дайнимы и стали

Растяжение

На графике видно, что стальной трос растянулся всего на дюйм (2,54 см). Стропа из Дайникса растянулась в 4 раза больше, и порвалась почти при той же нагрузке. А теперь посмотрите на нейлоновую стропу. Она растянулась в 8 раз больше, чем стальной трос или в 2 раза больше, чем Дайникс, а порвалась при той же нагрузке, что сталь.
Вот почему важно выбирать правильное снаряжение для каждого случая.

Дайнима, когда важен вес, вы не собираетесь падать и смирились с тем, что рывок будет жёстче, потому что стропа не будет амортизировать. Похоже на альпинизм.
Нейлон, когда вес не так важен, срываться приходится часто, и хочется помягче. Описанием напоминает скалолазание.

Сомнительные петли

18 мм нейлоновая стропа с небольшим отверстием

При нагрузке 19,4 кН порвалась на отверстии
Интересьненько! Я нашёл в офисе какую-то стропу. Не знаю, откуда она взялась, сколько ей лет и что с ней делали раньше. Когда заправляли её в разрывную машину заметили небольшое отверстие — может, 1 мм в диаметре. Подумали, что ничего страшного, главное, чтобы выдержала 22 кН. Хотели сравнить растяжение с дайнимой и тросом. Немного удивились, когда с громким БАЦ! стропа порвалась при нагрузке чуть больше 19 кН. Отсюда выводы:

  • Проверяйте снаряжение время от времени
  • Даже мелкие повреждения могут серьёзно повлиять на прочность снаряжения
  • Если заметили что-то подозрительное перед испытанием — сфотографируйте. Мы лопухнулись и не сфотографировали.
  • Никогда слепо не доверяйте снаряжению из офиса Колина Поуика
Вроде и отверстие небольшое, а 6 кН как не было:-(
Нейлоновая петля с дыркой оказалась не такой прочной

18 мм нейлоновая стропа со специально сделанным небольшим отверстием

При нагрузке 16,7 кН порвалась на отверстии
Нам стало интересно и мы проткнули и порвали ещё одну петлю. Отверстие получилось чуть больше и не такое аккуратное. На этот раз не удивились, что стропа не дотянула до заявленной прочности.

Не так красиво и модно, но свои две тонны держит
Петли, связанные из нейлона, довольно прочные

Связанные петли

Чтобы получить сертификат CE сшитые петли должны выдерживать нагрузку в 22 кН. Сейчас мало кто покупает стропу метрами и вяжет из неё петли. Может случиться такое, что вам придётся разрезать сшитую петлю, и обвязать вокруг камня или дерева, чтобы спуститься. Для полноты картины порезали, связали и порвали несколько петель.

18 мм нейлоновая петля, связанная встречным проводником

При нагрузке 20,1 кН порвалась на узле
Не удивительно, что петля порвалась при меньшей нагрузке, чем сшитая. Так же не удивительно, что порвалась на узле. Узел, как правило, самое слабое место.

10 мм петля из Дайникса, связанная встречным проводником

Развязалась при нагрузке 7,7 кН и 7,8 кНПри сравнительно небольшой нагрузке узел пополз и в конце концов развязался. Именно поэтому не стоит связывать концы стропы из дайнимы встречным проводником. Если сильно хочется, используйте тройной грейпвайн.

Непонятная стропа, связанная встречным проводником

Порвалась при нагрузке 13,9 кН
Строп много и непонятно, сколько какая выдерживает. Я нашёл на полу офиса кусок плоской стропы и связал из неё петлю. Снова, не знаю откуда она взялась и для чего нужна. Может, от рюкзака, может, ремень от лыжных штанов. Петля выдержала почти 14 кН, что неплохо, но сильно меньше 22-х. Не доверяйте непонятным петлям. Они могут оказаться прочными, а могут и нет.

Страховочные кольца выдерживают 1½—2 тонны
Страховочные кольца очень прочные. Если вы порвали своё, значит что-то пошло не так

Страховочные кольца

Страховочные кольца прочные. В этом мы убедились, когда порвали 7 поношенных страховочных колец. Отдельного стандарта прочности для страховочных колец нет. Но в стандарте для обвязок страховочное кольцо должно выдержать не меньше 15 кН.
Бо́льшая часть страховочных колец БД делается с защитным покрытием из стропы. Оно сохраняет от истирания основную прошивку. Когда рвётся страховочное кольцо, сначала скрипит и разлетается защитный слой. Это клёво выглядит, поэтому мы решили порвать ещё несколько.

Страховочное кольцо, заявленная прочность — 15 кН

При нагрузке 22,9 и 21,9 кН два образца порвались по сшивке. Прочность страховочного кольца выше любой нагрузки, которую вы разовьёте в случае срыва.

Выводы

  • Маленькие закладки не такие надёжные, как большие. Тонкие тросики рвутся.
    Гексы со стропами неудобные и менее прочные
  • На камалотах C4 сначала рвётся тросик. Двойная стропа очень прочная
  • На камалотах UL рвётся внутренняя стропа на перегибе на оси
  • Двуосные френды можно ставить «зонтиком» — как закладку
  • Дайнима действительно прочная как сталь
  • Нейлон тянется больше, чем дайнима
  • Даже маленькие отверстия могут сильно ослабить стропу. Проверяйте снаряжение.
  • Петли, связанные из нейлона, более-менее прочные.Не связывайте петли из дайнимы. Если сильно нужно, вяжите тройной грейпвайн
  • Стропа, которая кажется прочной, может оказаться ненадёжной
  • Страховочные кольца на обвязках очень прочные

Это статья с сайта www.blackdiamondequipment.com
Перевёл Кирилл Белоцерковский

Подписаться
Уведомить о

4 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Огромное спасибо. Отличная статья. Цифры в тексте не соответствуют цифрам в таблице про петли.

Добрый день! Спасибо за полезный материал! На маршруте встретили заложенный в щель вместо закладки грепвайн из прусика 6 мм. — знаете ли Вы какие нагрузки выдержит подобная закладка, равны ли они прочности пруса, с учетом слабины, которую дает узел?

Тоже ненаучный метод, ребята протестировали закладки из узелков и засняли на видео.
https://www.youtube.com/watch?v=QYsajTTbQQ4