Вы спустились по сдвоенной верёвке. Стоите на земле или на очередной станции. Выстегнули корзинку, развязали автоблок и узел на конце верёвки. Потянули верёвку, и… она застряла.
Что делать, чтобы при продёргивании верёвка не застряла
Предыдущая статья как раз рассказывает об этом. Вот тезисы из неё:
- Спустите узел, связывающий верёвки, за край полки
- Избегайте перегибов и сильного трения
- Следите, чтобы верёвка не попала в трещину
- Вытягивайте за нужный конец:
- Чтобы верёвка не зажала саму себя
- Чтобы узел не упёрся в спусковую петлю
- Развяжите узел на конце верёвки, прежде чем вытягивать
Всё сделали правильно, но верёвка застряла. Неприятный поворот.
Примеры ситуаций, и как из них выбраться
1. Вы спустились на землю, дальше — пешком.
Если вокруг зима, ночь, снег и ветер — оставьте верёвку. Вернётесь и снимете. Если нет — читайте дальше.
2. Вы спустились на станцию, верёвка нужна вам для дальнейшего спуска. При этом оба конца верёвки у вас.
Если станция с которой только что спустились не вызывает сомнений, то закрепите один из концов на нижней станции или пристегните к напарнику. Поднимайтесь вверх по второй пряди на жумаре или схватывающих узлах.
Если спускались с одного хлипкого крюка (никогда так не делайте!), то закрепите на станции оба конца, завяжите схватывающий узел и на нём поднимайтесь вверх по двум верёвкам. По пути устанавливайте точки страховки и простёгивайте в них обе верёвки (под собой). Теперь, если вылетит верхняя станция вам грозит обычный срыв с нижней страховкой.
Как доберётесь до верхней станции сделайте так, чтобы верёвка не застряла во второй раз. Спускайтесь вниз и выдерните верёвку.
3. Вы спустились на станцию, спускаться ещё далеко. Остался один конец верёвки (второй уполз наверх и там застрял).
Это самый непростой и небезопасный вариант. Для начала попробуйте сдёрнуть верёвку вдвоём. Однако будьте внимательны, так можно сдёрнуть не только верёвку, но и камень, с которого спускались. Дёрнули вместе — не получилось. Хорошо.
Если есть достаточно длинная свободная верёвка (отдельная или та, что выбрали), привязывайтесь к ней и с нижней страховкой лезьте спасать застрявшую.
Если свободной верёвки нет, вяжите схватывающий узел на оставшемся конце и лезьте вверх. По пути кладите закладки, бейте крючья и простёгивайте в них ваши «перила». Если верёвка внезапно освободится (профит!) вы получите обычный срыв с нижней страховкой.
Если подёргали верёвку вдвоём, но она не освободилась, то под весом одного человека она скорее всего останется на месте. А может нет. Поэтому схватывающий узел и точки страховки по пути наверх!
Волнует вопрос — в 3-м самом прискорбном варианте, в случае если веревка таки освободится под нагрузкой во время подъема, прусик не пережжется от такого срыва?
Правильно волнует. Написано же: «небезопасный вариант». Делать так нужно только в крайнем случае, когда верёвка точно нужна для дальнейшего спуска. Можете так не делать — не делайте.
При этом тесты говорят, что шансы у вашего узла будут, репшнур рвётся при нагрузке примерно в тонну, а в случае срыва с каким-нибудь гуманным фактором вроде 1 нагрузка на лидера будет равна ≈600 кг.