Вы лезли по трещине. В ней удобные зацепки и надёжная страховка. Но трещина закончилась, и больше ни зацепов, ни страховки. Зато в 8 метрах справа видна такая же, только уходящая вверх. Подлезть к ней не получится: между трещинами мокрая плита без зацепов. Придётся качать маятник.
Маятник качают, чтобы из одной системы трещин перебраться в другую. Маятники бывают небольшими и простыми, когда нужно достать удобную щель в нескольких метрах. Бывают длинными и сложными, когда нужно долететь до тонкой трещины, за которую не схватишься руками.
Чтобы сделать маятник, встегните верёвку в надёжный верхний крюк. Если не верите одному крюку, сблокируйте два. Получится такая промежуточная станция.
Страхующий спустит вас вниз на несколько метров. На сколько — решите на месте. Верёвки должно хватить, чтобы допрыгнуть до соседней трещины.
Когда трещина рядом, не прыгайте, а просто пройдите, откинувшись на верёвке. Если далеко — прыгайте: отойдите назад, чтобы набрать разгон, и летите к трещине. Бывает, получается сразу, а иногда приходится полетать. Если схватились руками — отлично. Если нет, доставайте фифы или готовьте френд нужного размера, чтобы вставить в крайней точке маятника. Как в кино.
Добрались до трещины. Если не подумали раньше, то сейчас время решить, как напарник будет проходить этот участок. Тут два варианта, и оба зависят от расположения станции.
1. Станция там, куда прилетели
Напарник тоже качнёт маятник: прыгнет, а вы поймаете его за ногу или кинете верёвку, чтобы он за неё схватился и подтянулся к станции. Главное, чтобы точка, на которой качаетесь, была надёжной. Если вылетит, пока ваш товарищ висит на верёвке, ему светит длииииный полёт, а станции — рывок с фактором около 2.
Лучше сблокируйте пару крючьев и качайтесь на них. Они останутся следующим командам. Напарник прилетит к вам, продёрните верёвку и лезьте дальше.
2. Станция выше
Когда полезете по трещине, захочется страховки. Часто её можно не делать: вы лезете с верхней страховкой и если улетите, то просто качнётесь в сторону от трещины.
Если лезете с одной верёвкой, то не закладывайте точки страховки до тех пор, пока не окажетесь выше крюка, с которого качали маятник. Так напарник не полетит вниз, после того как выстегнет крюк, на котором вы качались.
Маятник: лайфхаки
На маятниковом крюке и первом крюке после маятника повесьте длинные оттяжки. Так легче вытягивать верёвку:
Если напарник пролез первым и оставил горизонтальный или N-образный участок после маятника, выдайте себя через крайнюю точку:
Чтобы выдать себя, используйте связанные кордалеты или свободный конец верёвки. На крюк нужно повесить карабин, но жалко. Можно ограничиться куском репшнура или вовсе пропустить кордалету через ухо крюка. Тогда, правда, есть вероятность, что она не выдернется. С верёвкой такая вероятность ещё больше.
2×5
У вас должно быть 2 куска репшнура по 5 метров. Это кордалеты
Последовательность такая:
- Свяжите кордалеты (дубовый узел подойдёт)
- Пропустите сквозь крюк так, чтобы узел упёрся в крюк, а концы болтались внизу
- К страховочному кольцу на обвязке пристегните карабин и завяжите на нём УИАА. На пологом можно держаться руками, но так можно и улететь раньше времени.
- Попросите напарника выбрать слабину, откиньтесь и поезжайте
Используйте две верёвки, так удобнее и безопаснее:
Суть статьи в 20 словах
Если не можете добраться до удобной трещины, качните маятник. За вами полезет напарник — сделайте участок удобным и безопасным для него.