Рубрики
Онлайн-школа альпинизма

Как спустить напарника со станции

Как спустить напарника, если у него не работают руки или он потерял корзинку и забыл узел УИАА.

Представьте, что на маршруте вашему напарнику на руки упал камень. Он в сознании, может задорно перебирать ногами, а вот руки не работают. Сам он не спустится по верёвке, значит придётся его спустить.

В идеале на вас не должно приходиться никакой нагрузки, а когда отпустите руки, верёвку должен заблокировать схватывающий узел. Иногда эти правила избыточны, поэтому начну с простых способов спуска и перейду к сложным.

Сделайте это по-быстрому
Спуск с себя через редирект на станции. Quick & Dirty

Спускать с себя через редирект

Встегните корзинку с верёвкой в страховочное кольцо обвязки как обычно для страховки, верёвку между собой и напарником пропустите через карабин с муфтой на станции. Готово.

Плюсы
Быстро, просто, не нужно дополнительного снаряжения

Минусы
Все рывки достанутся вам, подстраховки схватывающим нет


Повесить корзинку с редиректом

Если пропустить верёвку в корзинку и встегнуть в станцию, получится чепуха. Так корзинка создаёт мало трения и вы будете спускать напарника, по сути, через карабин. Никогда так не делайте.

Она так не работает!
Корзинка без редиректа. Не делайте так

Чтобы корзинка заработала, простегните верёвку в карабин, на котором висит корзинка. Вот так:

Быстро и просто
Корзинка с редиректом через собственный карабин
Так тоже работает
Корзинка с редиректом через отдельный карабин

Так трение возникнет на зубчиках корзинки и на карабине. Как бы ваш напарник ни прыгал на верёвке, на вас придётся совсем небольшая нагрузка.

Плюсы
На вас не придётся рывков, достаточное трение

Минусы
Нужна корзинка, без редиректа получится плохо


Узел УИАА
Узел УИАА для спуска напарника со станции

Использовать узел УИАА

Под нагрузкой он крутит верёвку, зато не требует ничего кроме карабина и навыка. Если верёвка тонкая, а напарник толстый, обычным УИАА тяжело держать. Если подумали об этом заранее, завяжите двойной УИАА. Если поняли уже в процессе, вяжите супер УИАА.

Сложнее, чем обычный, но трения больше
Двойной УИАА, если подумали заранее
Если не подумали заранее
Супер УИАА, когда решили увеличить трение по ходу

Двойной УИАА — это один узел, завязанный поверх второго. Первый крутит верёвку в одну сторону, второй — в другую. В итоге верёвка не закручивается.

Плюсы
Нормально работает на тонких верёвках и с большими нагрузками. Не нужно дополнительного снаряжения.

Минусы
Двойной и супер УИАА трудно запомнить. Обычный УИАА крутит верёвку.


Подстраховка

Чтобы не упустить напарника, подстрахуйте узел УИАА или корзинку схватывающим узлом. Если спускаете одного человека, то достаточно завязать схватывающий и пристегнуть к страховочному кольцу. Вот так:

Не идеальный, но хороший вариант
Подстраховка узла УИАА. Работает и для корзинки

Это рабочий способ, но у него есть существенный минус: вы всё ещё важная часть страховочной цепи. Если спускаете двоих — пострадавшего и сопровождающего — вяжите схватывающий на станции. Теперь, если пассажиры неаккуратно перешагнут через карниз и сильно дёрнут верёвку, нагрузка придётся только на станцию.

Узел Пруссика
Пруссик — универсальный схватывающий узел. Вот статья о схватывающих узлах

Нельзя просто завязать схватывающий из полутора метров репшнура и повесить на станцию. Если прусик сработает, его не получится сдвинуть, потому что он сильно затягивается под нагрузкой. Чтобы избежать такого, заранее завяжите прусик и комбинацию узлов, которые можно развязать под нагрузкой: маринер/радиум/ммо. Сейчас не буду подробно останавливаться на этой теме, потому что она большая и требует отдельной статьи. Вот так выглядит прусик с комбинацией MMO:

Выглядит сложнее, чем есть на самом деле
Комбинация из пруссика, УИАА, рифового и половинки ткацкого

Позже напишу цикл статей про эти комбинации. Они, повторюсь, важны для спуска двух человек. Одного можно спустить со схватывающим, пристёгнутым к себе.

— Стой-стой, у корзинки же есть режим автоблока! Так и спускать можно.
Спускать через корзинку в автоблоке можно, но неудобно. Напарник будет ехать рывками, потому что трудно долго держать корзинку разблокированной. Если вы лезете мультипитч, и ваш напарник внизу устал и не может наверх, спускайте в автоблоке. А если спускаете со станции, то используйте способы, описанные выше.

Кирилл Белоцерковский,
инструктор Альплагеря Туюк-Су

Подписаться
Уведомить о

5 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Добрый день! Спасибо за ваши статьи. Скажите пожалуйста, можно ли страховать напарника через корзинку и редирект (если например, есть только корзинка а не реверсо)? Используют ли такой вариант на практике? Спасибо!

Понял, спасибо!

Ошибки: В простом УИАА свободный конец оставили со стороны муфты, в супер УИАА карабины муфтами в одну сторону зацепили.