Рубрики
Онлайн-школа альпинизма

Как спустить напарника со станции

Как спустить напарника, если у него не работают руки или он потерял корзинку и забыл узел УИАА.

Представьте, что на маршруте вашему напарнику на руки упал камень. Он в сознании, может задорно перебирать ногами, а вот руки не работают. Сам он не спустится по верёвке, значит придётся его спустить.

В идеале на вас не должно приходиться никакой нагрузки, а когда отпустите руки, верёвку должен заблокировать схватывающий узел. Иногда эти правила избыточны, поэтому начну с простых способов спуска и перейду к сложным.

Сделайте это по-быстрому
Спуск с себя через редирект на станции. Quick & Dirty

Спускать с себя через редирект

Встегните корзинку с верёвкой в страховочное кольцо обвязки как обычно для страховки, верёвку между собой и напарником пропустите через карабин с муфтой на станции. Готово.

Плюсы
Быстро, просто, не нужно дополнительного снаряжения

Минусы
Все рывки достанутся вам, подстраховки схватывающим нет


Повесить корзинку с редиректом

Если пропустить верёвку в корзинку и встегнуть в станцию, получится чепуха. Так корзинка создаёт мало трения и вы будете спускать напарника, по сути, через карабин. Никогда так не делайте.

Она так не работает!
Корзинка без редиректа. Не делайте так

Чтобы корзинка заработала, простегните верёвку в карабин, на котором висит корзинка. Вот так:

Быстро и просто
Корзинка с редиректом через собственный карабин
Так тоже работает
Корзинка с редиректом через отдельный карабин

Так трение возникнет на зубчиках корзинки и на карабине. Как бы ваш напарник ни прыгал на верёвке, на вас придётся совсем небольшая нагрузка.

Плюсы
На вас не придётся рывков, достаточное трение

Минусы
Нужна корзинка, без редиректа получится плохо


Просто и не требует дополнительного снаряжения
Узел УИАА для спуска напарника со станции

Использовать узел УИАА

Под нагрузкой он крутит верёвку, зато не требует ничего кроме карабина и навыка. Если верёвка тонкая, а напарник толстый, обычным УИАА тяжело держать. Если подумали об этом заранее, завяжите двойной УИАА. Если поняли уже в процессе, вяжите супер УИАА.

Сложнее, чем обычный, но трения больше
Двойной УИАА, если подумали заранее
Если не подумали заранее
Супер УИАА, когда решили увеличить трение по ходу

Двойной УИАА — это один узел, завязанный поверх второго. Первый крутит верёвку в одну сторону, второй — в другую. В итоге верёвка не закручивается.

Плюсы
Нормально работает на тонких верёвках и с большими нагрузками. Не нужно дополнительного снаряжения.

Минусы
Двойной и супер УИАА трудно запомнить. Обычный УИАА крутит верёвку.


Подстраховка

Чтобы не упустить напарника, подстрахуйте узел УИАА или корзинку схватывающим узлом. Если спускаете одного человека, то достаточно завязать схватывающий и пристегнуть к страховочному кольцу. Вот так:

Не идеальный, но хороший вариант
Подстраховка узла УИАА. Работает и для корзинки

Это рабочий способ, но у него есть существенный минус: вы всё ещё важная часть страховочной цепи. Если спускаете двоих — пострадавшего и сопровождающего — вяжите схватывающий на станции. Теперь, если пассажиры неаккуратно перешагнут через карниз и сильно дёрнут верёвку, нагрузка придётся только на станцию.

Нельзя просто завязать схватывающий из полутора метров репшнура и повесить на станцию. Если прусик сработает, его не получится сдвинуть, потому что он сильно затягивается под нагрузкой. Чтобы избежать такого, заранее завяжите прусик и комбинацию узлов, которые можно развязать под нагрузкой: маринер/радиум/ммо. Сейчас не буду подробно останавливаться на этой теме, потому что она большая и требует отдельной статьи. Вот так выглядит прусик с комбинацией MMO:

Выглядит сложнее, чем есть на самом деле
Комбинация из пруссика, УИАА, рифового и половинки ткацкого

Позже напишу цикл статей про эти комбинации. Они, повторюсь, важны для спуска двух человек. Одного можно спустить со схватывающим, пристёгнутым к себе.

Узел Пруссика
Пруссик — универсальный схватывающий узел. Вот статья о схватывающих узлах

— Стой-стой, у корзинки же есть режим автоблока! Так и спускать можно.
Спускать через корзинку в автоблоке можно, но неудобно. Напарник будет ехать рывками, потому что трудно долго держать корзинку разблокированной. Если вы лезете мультипитч, и ваш напарник внизу устал и не может наверх, спускайте в автоблоке. А если спускаете со станции, то используйте способы, описанные выше.

Кирилл Белоцерковский,
инструктор Альплагеря Туюк-Су

Вот ещё:

Подписаться
Уведомление о
guest
3 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Дмитрий

Добрый день! Спасибо за ваши статьи. Скажите пожалуйста, можно ли страховать напарника через корзинку и редирект (если например, есть только корзинка а не реверсо)? Используют ли такой вариант на практике? Спасибо!

Дмитрий

Понял, спасибо!