УИАА — международный союз альпинистских ассоциаций — регулярно получает вопросы, связанные с безопасностью. Комиссия по безопасности при поддержке экспертов опубликовала серию статей с ответами на популярные вопросы.
Вопрос месяца:
Инструктор научил вязать восьмёрку так, чтобы грузовая прядь зажимала весь узел. Сказал «вот это восьмёрка, а вот это — узел похожий на восьмёрку». В роликах и учебных пособиях вяжут кто как. Кому верить?

Комиссия:
Ваш вопрос широко обсуждался на разных форумах. Восьмёрку используют многие, а Комиссия по ледолазанью УИАА использует его на соревнованиях. Видео и собранные данные сходятся в двух пунктах:
1. Расположение прядей в узле мало влияет на его прочность. Куда важнее — убедиться, что он завязан полностью, а не оставлен на середине. Бо́льшая часть несчастных случаев с восьмёркой произошла потому, что её не закончили, а не потому, что завязали как-то не так.
2. Правильно завязанный узел легко развязывается после нагрузки. После приложения нагрузки легче развязывается восьмёрка, грузовая прядь которой не зажимает узел.
Отметим, что существует измеримая разница в прочности двух восьмёрок — что-то вроде 5–8%. Она появляется потому, что в первом случае грузовая прядь изгибается под менее острым углом.
Ребята из HowNot2Highline порвали несколько восьмёрок завязанных по-разному. При этом «правильным» они называют способ, который «у нас» принято называть неправильным. Если хотите, можете покопаться в их данных, но я сделал это за вас. В их опытах разница в прочности — 3%.
В скалолазании и альпинизме нет большой разницы, как вязать восьмёрку, главное — нормально заканчивать.
В спасательных работах или с очень тонкими верёвками, важно учитывать этот момент, так как верёвки могут работать под нагрузкой, близкой к разрушительной.
Это перевод статьи с сайта УИАА: UIAA safecom answers your questions: figure-eight knots
В комментариях к статье про восьмёрку люди пишут, что их восьмёрки развязываются сами собой. На новых незнакомых верёвках вяжите контрольный узел!
инструктор Альплагеря Туюк-Су
Кирилл, вы не поняли суть вопроса. Восьмёрка должна быть завязана правильно потому, что её легче развязать после нагрузки, а вовсе не потому, что она, якобы больше или меньше выдерживает. Правильно завязанная восьмёрка — это такая, у которой грузовой конец лежит поверх всего узла и имеет обязательный контрольный узел (как вяжут почти все американские и британские инструкторы и большинство европейских, кроме, разве что российских, к сожалению). Хотя восьмёрка, у которой ходовой кончик верёвки расположен поверх узла — красивее, но развязать её после нагрузки — невозможно.