Недавно написал про лёд: категории трудности и какой он бывает. В этой статье поговорим о категориях трудности на скалах.
Французская
Для начала расскажу про систему оценки, которой пользуются на скалах в Европе и СНГ — французскую. В ней категории начинаются с 1. До четвёртой категории они не делятся, а дальше разбиваются на подкатегории буквами от «a» до «с» и плюсами, при этом минусы не используются.
Прямая дорога — название маршрута;
7b — категория трудности.
Максимальная категория доступная человечеству на начало 2020 года — 9с. Система открытая, когда кто-нибудь пролезет маршрут сложнее 9с, сразу скажет: 9с+ или 10a (хотя последнее кажется чем-то из другого мира).
Чтобы понять, к какой категории относится маршрут, нужно иметь опыт на подобных маршрутах. Положим, вы пролезли 10 маршрутов 6a и представляете, что такое 6a. На 11-м маршруте чувствуете, что сложно, но не радикально сложнее, чем на предыдущих. Возможно, это 6a+ или 6b. Так, постепенно набираясь опыта, люди учатся определять категории.

Тамгалы Тас, Казахстан
Советская
Теперь про наши сермяжные категории трудности. Они выглядят примерно как категории УИАА (сравнение с остальными), но останавливаются на шестой. Вот так они описаны в классическом учебнике альпинизма 1989 года под редакцией П. П. Захарова и Т. В. Степенко:
I, очень легко — необходимы знания азов техники. Опоры для ног надёжны, приёмы практически любые. Сохранение равновесия и перенос тела больших усилий не вызывают. В общем — нетрудно.
II, легко — для сохранения равновесия нужен ледоруб, выбор опор и приёмов разнообразен, перенос тела требует достаточных усилий, необходимы некоторые познания по технике передвижения.
III, средняя трудность — выбор ступенек (опор) не ограничен, но не все они обеспечивают удобство и надёжность. Передвижение на ногах, руки используются для сохранения равновесия и обеспечения плавного переноса ног.
IV, трудно — выбор опор и приёмов ограничен. Те, что допустимы, манёвренности и уверенности не обеспечивают. Для движения и сохранения равновесия прилагаются значительные усилия.
V, очень трудно — опор мало, не все надёжны, требуют тщательного опробования а выбор пути и приёмов — серьёзных раздумий; для сохранения равновесия и переноса тела понадобятся большие усилия и ловкость.
VI, крайне трудно — опор очень мало, выбор приёмов весьма ограничен. Сохранение равновесия и передвижение требуют ловкости и силы, вплоть до максимальных усилий. Часто нужна помощь напарника.
Система закрытая: VI и всё, сложнее ничего нет.
С этой шкалой всё более-менее ясно до четвёртой категории. Дальше непонятно: что мне очень трудно, сильный скалолаз будет лезть одной рукой, другой доставая семечки из карманов.
На лекциях в лагере я на пальцах объясняю категории так:
I — идёшь пешком, иногда опираясь на руки
II — без рук подниматься невозможно
III — нужно выбирать, куда лезть и за что хвататься
IV — без предварительных тренировок ничего не получится
V — тут и дальше начинаются французские категории трудности для скалолазания: 6a, 7b+ и всякие такие.
Американская
Примерно так же работает американская система категорий трудности YDS (Yosimite Decimal System).
Fat City Direct — название маршрута;
5 — класс рельефа;
10d — сложность движений;
PG13 — потенциальная опасность срыва.
Классы рельефа такие:
1 — ходьба по простому безопасному рельефу
2 — приходится карабкаться, иногда используя руки, есть небольшой риск упасть в пропасть.
3 — простой рельеф с возможностью улететь глубоко. Верёвка нужна только для новичков.
4 — простое лазанье по несложному рельефу. Для страховки используются выступы, верёвку хочется более-менее всем.
5 — тут начинается честное лазанье с верёвкой и страховкой. Эта категория делится на подкатегории вида 5.1a—5.15d.
На climber.org привели упрощённую версию:
1 — упал — ты глупый
2 — упал — сломал руку
3 — упал — сломал ногу
4 — упал и выжил — повезло
5 — упал — умер
Раз заговорил об американских категориях, добавлю, что американцы часто лазают трэд, то есть все страховочные железки — френды, закладки и другое — ставят сами. Отсюда вытекает такой параметр, как опасность скалолазного маршрута:
G — надёжная страховка там, где хочется
PG — в основном страховка хорошая, но бывает, что какая-то закладка встаёт не очень.
PG13 — страховка нормальная, но есть шанс улететь на 5 метров. При этом вероятность травм минимальная.
R — Пролёты между точками страховки бывают разными. Тут речь не столько о глубине падения, сколько о его результате. На маршруте с рейтингом R даже идеально установленные точки страховки не спасут от переломов в случае срыва.
X — тут примерно как пятая категория из предыдущего списка — упал — умер. При этом это не фри-соло с верёвкой. Положим, вы положили последнюю точку в 10 метрах над землёй, а сложного лазанья над ней ещё 15, но уже без точек.
Американская система распространена в США, Китае, Иране.
Британская
Ну куда деваться, теперь придётся про главных любителей соло с верёвкой без страховки трэда — британцев.
Positron — название маршрута;
E5 — говорит о качестве страховки, прочности скалы, опасности и общем уровне ужаса;
6a — об уровне самого сложного движения на маршруте.
Первые буквы бывают такими:
M — Moderate — средненько
D — Difficult — трудно
HD — Hard Diff — сложно и трудно
VD — Very Difficult — очень трудно
HVD — Hard Very Difficult — трудно и очень сложно
S — Severe — серьёзно
HS — Hard Severe — трудно и серьёзно
VS — Very Severe — очень серьёзно
HVS — Hard Very Severe — трудно и очень серьёзно
E — Extremely Severe — экстремально серьёзно, обычно сокращают до E. А потом нумеруют от E1 до E12. E12 — это что-то вроде 8с+ с возможностью срыва на 20 метров на небольшую закладку.
Второе значение — цифра и буква — выглядит как французская, но начинается с 1 и заканчивается на 7b. И вот тут важно не спутать английские и французские значения. Там, где во французской начинается сложное лазанье, в британской вообще всё заканчивается, такое лезут единицы. Я столкнулся с тем, что в британскую категорию 6a сваливают французские от 6b до 7b.
Системой пользуются в Великобритании и везде, где бритты что-то пролезли первыми.

Гогарт, Северный Уэльс
Боулдеринг
А ещё есть боулдеринг — лазанье по небольшим (иногда — пугающе большим) камням без страховки. Тут используют две основных системы.
Французская выглядит так же, как для маршрутов с верёвкой — 6b+ и подобное. Значения те же, а сложность разная: боулдеринговый маршрут категории 6b сложнее, чем маршрут с верёвкой той же категории.
Американская начинается с буквы V, дальше ставят цифру от 1 до 17. Не буду углубляться дальше. Если хотите, вот хорошая статья на 99boulders.com.
Сравнение разных систем
Не всегда получается перевести одни категории в другие. В первую очередь британские — во все остальные. В любом случае, таблица поможет представить, что есть что:
Французская | Американская | Британская | УИАА | |
---|---|---|---|---|
Техн. | Опасн. | |||
1 | 3–4 | 1 | M | I |
2 | 5.0 | 2 | D | II |
5.1 | ||||
5.2 | ||||
3 | 5.3 | 3 | III | |
4a | 5.4 | VD | IV | |
4b | 5.5 | 4a | S | IV+/V- |
4c | 5.6 | 4b | HS | V |
5a | 5.7 | 4c | VS | V+ |
5b | 5.8 | HVS | VI- | |
5c | 5.9 | 5a | VI | |
6a | 5.10a | 5b | E1 | VI+ |
6a+ | 5.10b | VII- | ||
6b | 5.10c | E2 | VII | |
6b+ | 5.10d | 5c | VII+ | |
6c | 5.11a | 6a | E3 | |
6c+ | 5.11b | VIII- | ||
7a | 5.11c | E4 | ||
5.11d | 6b | E5 | VIII | |
7a+ | 5.12a | VIII+ | ||
7b | 5.12b | |||
7b+ | 5.12c | E6 | IX- | |
7c | 5.12d | IX | ||
7c+ | 5.13a | 6c | E7 | IX+ |
8a | 5.13b | |||
8a+ | 5.13c | E8 | X- | |
8b | 5.13d | E9 | X | |
8b+ | 5.14a | 7a | E10 | X+ |
8c | 5.14b | |||
8c+ | 5.14c | 7b | E11 | XI- |
9a | 5.14d | XI | ||
9a+ | 5.15a | XI+ | ||
9b | 5.15b | |||
9b+ | 5.15c | XII- | ||
9c | 5.15d | XII |
Более подробная таблица на Википедии: Grade (Climbing)
И самое интересное: все категории относительны и лишь дают общее представление о реальной трудности маршрута. Один умеет лазать по лежачим плитам с нарисованными зацепками, но не держится на нависаниях. Другой ползает по потолку как муха, но не умеет ставить ноги. Третий знает всё о трещинах, но не может держать маленькие зацепки. Все они будут оценивать «свои» трассы как простые, а трассы по непривычному рельефу, как более сложные. Пользуйтесь категориями трасс с оглядкой на это.
Тут ошибочка небольшая. Для болдеринга используются прописные буквы. 7a – трудность. 7A – болдеринг. И это не французкая система, а Фонтенбло.