Рубрики
Онлайн-школа альпинизма

Шкала приемлемости: что делать, когда инструктора противоречат друг другу

Коротко: определить, чей совет правильнее. Как определить — читайте в статье.

Один инструктор научил вас страховать и вязать узлы. Другой учит вязать те же узлы, но по-другому, а страховать вообще как-то непривычно. Кому верить? Первому проверенному инструктору, или этому новому?

Это адаптированный перевод статьи Climbing ‘Shades of Grey’—dealing with conflicting advice

Начинающим альпинистам разные инструктора показывают порой очень разные, способы решить одну задачу. Завязать австрийский проводник на руке или «делаем снеговичка, берём его за голову…». Завязать стремя сразу на карабине или сначала руками. Вязать контрольный после восьмёрки или не вязать. Пристёгивать ледоруб к себе или не пристёгивать. Ну вы поняли идею: разные инструктора, разный опыт, разные приёмы.

Новичков такой раздрай во мнениях ставит в тупик. Им важно просто понять, как это всё работает, а не сортировать советы по степени пригодности. Тревоги добавляет ещё и серьёзность возможных последствий: сделай большую ошибку — умрёшь.

Есть два подхода к этой проблеме. Первый: принять, что бо́льшая часть приёмов расположена вдоль шкалы приемлемости. Второй: всегда спрашивать, почему стоит делать как учат, а не как привычно.

Первый подход: шкала приемлемости

Разделять всё на чёрное и белое, хорошее и плохое, вкусное и невкусное — часть человеческой природы. Удобно, когда на твоей шкале только два деления: хорошо и плохо. С таким подходом в целом проще принимать решения. Но бо́льшая часть явлений в жизни расположена где-то между крайними точками шкалы хорошо—плохо. Это справедливо и для альпинизма.

Если подумать, в альпинизме не так много вещей, которые точно нельзя или обязательно нужно делать. Навскидку — 10% от общего объёма. Например:

Точно нельзя
Ходить по льду без кошек.
Выпускать верёвку из рук во время страховки.

Обязательно нужно
Завязывать узел на конце спусковой верёвки.
Проверять обвязку и узел напарника перед началом маршрута.

Вы наверняка придумаете ещё несколько, но пунктов в этих списках всё равно не так много.

Остальные 90% приёмов расположены между предельными значениями. Чтобы упростить себе жизнь, разделите все приёмы на пять категорий.

1. Очень опасно. Есть риск умереть или получить серьёзную травму. Например, опасно ходить по крутому фирновому склону без кошек.

2. Серьёзно устаревшая техника. Уже придумали удобнее. Например, схватывающий узел над корзинкой — устаревшая техника.

3. Работает так или иначе. Можно этот приём, можно другой. Например, можно вешать карабины на обвязку защёлками к себе или от себя.

4. Чаще всего предпочтительный современный метод. Например, обычно удобно страховать нижнего корзинкой в автоблоке со станции.

5. Все разумные люди считают, что нужно делать так. Например, здравый смысл подсказывает вязать узел на конце спусковой верёвки, чтобы не проехать его при спуске.

Шкала приемлемости


Всё это значит, что большая часть приёмов субъективна и часто выбор определяется привычкой. И это успокаивающий вывод для начинающих: если слова инструктора противоречат вашему предыдущему опыту, скорее всего, вы не убьётесь!

Ну отлично. Разобрались: всё не только хорошее или плохое, а, в основном, нормальное, где-то между. А как выбрать, что использовать, а что забыть сразу?

Впитывай полезное. Оставляй лишнее. Добавляй своё.

Брюс Ли

Самый простой способ — спросить: «Что случится, если я буду делать не так, как ты говоришь?»

Второй подход: причины и последствия

Инструктору: когда учите чему-то, обосновывайте свои слова. Зачем делать так, как вы говорите, и что произойдёт, если делать иначе. Например: при ходьбе лучше держать ледоруб клювом назад. Так вы сразу сможете зарубиться, когда поедете. Если держать клювом вперёд, придётся зарубаться лопаткой, а она вообще так не работает.

Учащимся: когда вам показывают приём, который вы привыкли делать иначе, спросите:
1. Почему ты хочешь, чтобы я делал так?
2. Что будет, если я буду делать как раньше?
Спрашивать лучше в спокойной обстановке, а не во время бури на маршруте.

1. Почему ты хочешь, чтобы я делал так? Если в ответ на этот вопрос инструктор привёл веские аргументы и чёткие доводы, имеет смысл прислушаться к его словам и добавить этот приём в свой арсенал. Если ответил: «Хз, мне норм. Я так делал и ты делай», стоит задуматься, нужно ли вам такое знание.

2. Что случится, если я буду делать как раньше? Если инструктор ответит: «Ничего не случится», тогда у вас есть основание оставить всё как есть. Но если скажет: «Будешь делать иначе, с тобой случится вот такое, потом такое, а может вообще вот такое!», тогда лучше послушать совета и делать, что он рекомендует.

Это перевод статьи с alpinesavvy.com
Перевёл Кирилл Белоцерковский,
инструктор альплагеря Туюк-Су

Подписаться
Уведомить о

4 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Насчёт узла на конце спусковой трудно согласиться — есть много ситуаций, когда здравый смысл подсказывает его лучше не вязать, если есть верхняя — спасы застрявшего в стороне узла не самое приятное занятие

Кир, насчет вязания схвата ниже корзинки-не все так однозначно.
Ситуация-в позапрошлом году разворачиваемся на 4А, дюльферяем уже потемну, веревка-одинарная десятка, спусковое на основном кольце, схват НАД спусковым, спускаюсь предпоследним. Середина веревки примерно, чувствую рукой — пробито. Завис на схвате, выстегнул спусковое, заизолировал точку пробития, перестегнулся-спустился.
Что имеем в этой ситуации — если спуковое на усе, схват под ним, условно на 2-3 ладони. Пробитость выявляется в 2 ладонях от ССУ, прошло схват (время на реакцию), если пробитость как у нас случилась (фактически полная, на оплетке висело)-ты улетаешь. А если рельеф не очень, рюкзак тяжелый, непогода, обледенелая/мокрая веревка, (рывки), а ты за*бан уже-сам представь, успеешь среагировать либо нет.
Своих однозначно учу схват выше спускового, исходя из вот таких аргументов.